|
Возвращение богов
Человеку нельзя солгать, человек лжет сам себе.
Иоганн Вольфганг фон Гете (1749–1832)
Апокалипсис — когда? — Пророки наших дней — От очевидного к невероятному — Был
ли Иисус Мессией? — Царская должность для Давида — Исламский мессия — Да будут
благословенны звезды! — Золотой век — Звездные войны — Наука древности —
Невозможные даты — Вечная карма — В ожидании супер-Будды — Тактики маскировки с
использованием психологии — Семя небес — Боги вчерашнего дня — Боги завтрашнего
дня — Кто придет? — Гуд-бай, папа! — Экзегеза (толкование Библии) в разные
времена — Смена ценностей — Посевы всходят — Возвращение к другим формам
С того момента как
Homo sapiens
научился думать, он боится смерти. Он переживает смерть и возрождение природы
зимой и весной. Он смотрит на светила, которые все сияют в небесах, и точно
знает, что следующей ночью они вновь будут там сиять. Что же находится между
жизнью и смертью? Некий загадочный уровень, время ожидания между смертью и
новым рождением. Вера в жизнь после смерти дает человеку силы жить, зная, что
конца не миновать. И хотя страх смерти перебороть нельзя, собственный жизненный
опыт подсказывает нам, что смерть неотвратима.
Люди боятся войны, взрыва атомной бомбы, вторжения вражеских солдат, всемирной
катастрофы. С ужасом думает человек о том, что может случиться в будущем и что
в священных книгах называется
Судным днем
. В Новом Завете он, например, описывается в Евангелии от Марка (13:24 и
далее): «Но в те дни, после скорби той, солнце померкнет, и луна не даст света
своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются».
Его коллега, Лука, дает еще более точные признаки грядущего Судного дня (21:10
и далее): «…восстанет народ на народ, и царство на царство; будут большие
землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения
с неба… И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и
недоумение; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и
ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются».
Не менее драматично описывается день Страшного Суда в нескольких сурах Корана
[40]
: «Именем Аллаха [именем Бога, Творца всего сущего, Одного и Единственного для
всех и вся], милость Которого вечна и безгранична. Когда Солнце будет свернуто
[выключено]. Когда все звезды попадают [и небосвод полностью потеряет свою
освещенность]. Когда горы будут приведены в движение [причем с такой силой, что
превратятся в пыль]. Когда верблюдицы на десятом месяце беременности придут в
негодность. Когда будут [воскрешены и] собраны [на огромной площади Суда не
только люди и джинны, но и] животные [для установления между ними Божественной
справедливости и последующего превращения их в землю. Последнего в тот момент
захотят и грешники, безбожные люди, но ожидать их будет иная участь]. Когда
моря станут огнем (загорятся)» (сура 81). «Именем Аллаха [именем Бога, Творца
всего сущего, Одного и Единственного для всех и вся], милость Которого вечна и
безгранична. Когда небо расколется [потрескается или: потрескается и будет
содрано]. Когда звезды рассыплются. Когда моря взорвутся [выйдут из берегов и
будут охвачены огнем]. Когда [после превращения гор в пыль, „сгорания“, разлива
и осушения рек, озер, морей и океанов, после расстилания земной поверхности на
огромной территории площади Суда] могилы „опрокинутся“ [из них, как из сосуда,
высыплются останки, пусть даже сохранившиеся лишь на молекулярном уровне. Тела
будут восстановлены, и души, высвободившиеся из хранилища душ, воссоединятся с
ними. Всем откроются глаза на вечное и теперь уже бесконечное]. Тогда всякая
душа [каждый из людей и джиннов] узнает [в подробностях ознакомится с тем], что
уготовила для себя наперед [своевременно, заблаговременно], а что оставила на
потом (отсрочила) [так и не совершив, не достигнув, не реализовав]» (сура 82).
Конец света, Страшный Суд над человечеством был также воспет в григорианских
песнопениях в нескольких прекрасных гимнах, которые по сей день исполняются в
католических соборах. Dies Irae (День гнева) стал популярной литургией:
Dies irae, dies ilia
solvet saeclum in favilla
teste David cum Sibylla
Quantus tremor est futurus
quando iudex est venturus
cuncta stricte discussurus…
|
|