|
путешественник из Массилии. Речь идет о Полярном круге, но ни условиями жизни,
ни своей географией он явно не совпадает с тем, что нам известно сейчас.
Являются ли жители Туле атлантами? Быть может, да, но, скорее всего, речь идет
о тех же людях, которые населяли архипелаг Огигии в истории, поведанной
Плутархом. Мягкость климата, «морское легкое» — все это близко рассказам о
мистических островах и об испытаниях людей с «Великой суши», которые
отправлялись для служения Кроносу. Собственно, в рассказе Пифея перед нами
предстает именно «Кроносова пучина»; некогда вполне реальная, но теперь забытая
и необъяснимая, если исходить из современного уровня знаний.
Туле воспринималась в древности как «край земли». «Ultima Thule» стало в
латинском языке сочетанием слов, означающих предел, за который нога
человеческая уже не в состоянии ступить. Гораций, например, обращаясь в
«Георгиках» к императору Октавиану Августу, говорит: «Станешь ли богом морей
беспредельных и чтить мореходы // Будут тебя одного, покоришь ли крайнюю Туле…»
Однако в середине I века н. э. римский философ и драматург Сенека в своей
трагедии «Медея» пишет строки, которые заставляют предполагать наличие у него
знаний, подобных тем, которые продемонстрировал нам Плутарх:
Придут в веках далеких годы,
Когда Океан разрешит узы вещей.
Тогда откроется огромная страна,
Тефида покажет новый мир,
И Туле не будет краем земли…
Трудно предположить, что речь здесь идет о чем-то ином, чем «Великая суша»
Плутарха, то есть чем Американский континент.
Махим и Евсебос
Концепция материка, охватывающего Атлантический океан, представлена не только у
Платона и его учеников, подобных Плутарху. О нем же рассказывал и греческий
историк Феопомп из Хиоса (377–315 до н. э.), который, хотя и был младшим
современником Платона, явно не зависел от сочинений последнего. Сообщение
Феопомпа дошло до нас в изложении Элиана, позднего римского коллекционера
занимательных историй. Как увидит читатель, Элиан настроен по поводу рассказа
Феопомпа достаточно иронично, однако он не отказывает себе в удовольствии
привести его.
[103]
«Феопомп рассказывает о беседе фригийца Мидаса
[104]
с Силеном. (Силен этот — сын нимфы; по природе своей он ниже божества, но выше
человека, так как наделен бессмертием.) Они разговаривали о различных
предметах; между прочим, Силен рассказал Мидасу следующее: Европа, Азия и Ливия
— острова, омываемые со всех сторон океаном; единственный обитаемый материк
лежит за пределами ойкумены. Он, по словам Феопомпа, неизмеримо огромен,
населен крупными животными, а люди там тоже великаны, в два обычных роста, и
живут они не столько, сколько мы, а вдвое больше.
На этом материке много больших городов со своеобычным укладом и законами,
противоположными принятым у нас. Два города, ни в чем не сходствующие друг с
другом, превосходят все прочие размером. Один зовется Махим, другой — Евсебос.
[105]
Жители Евсебоса проводят дни в мире и благополучии, получают плоды земли, не
пользуясь плугом и быками, — им нет нужды пахать и сеять, — всегда здоровы и
бодры и до самой смерти полны веселья. Они столь безупречно правдивы, что боги
нередко одаряют их своими посещениями. Жители же Махима необычайно воинственны,
появляются на свет уже в оружии, весь свой век воюют, подчиняют себе соседей и
властвуют над другими народами. Население Махима достигает не меньше двухсот
мириад. Люди там иногда, впрочем редко, умирают от болезней, обычно же гибнут в
битвах, сраженные каменьями или дубинами; для железа они неуязвимы. Золота и
серебра у них много, так что эти металлы ценятся меньше, чем у нас железо. Они
некогда, по словам Силена, сделали попытку переправиться на наши острова и в
количестве ста мириад пересекли океан, дошли до гиперборейских пределов, но не
пожелали идти дальше, ибо, наслышанные о том, что тамошние жители слывут у нас
самыми счастливыми, нашли на самом деле их жизнь жалкой и убогой.
Силен рассказал Мидасу и еще более удивительные вещи: какое-то племя смертных
|
|