|
его протесты, навязал телогрейку, сам же он остался в одной гимнастерке.
Баяниста, чтобы окончательно не заморозить, пришлось оставить у саперов
соседней пехотной части. Теперь саперы завладели им и увезли куда-то в гости.
- Концерт срывается, - продолжал Уваров. - Нет ли у вас подходящего гармониста?
- Только сейчас говорил Рябинину: "Учись играть на баяне, учись" вот и
пригодилось бы! - сказал Абашкин.
- Пробую... Да время такое... - пряча глаза, несмело проговорил Рябинин.
- Кто захочет, всегда найдет время, - возразил Уваров. - А баян есть?
- Инструмент отличный! Тульский, стобасовый!
- А ну-ка, принесите, посмотрим! - приказал начальник политотдела.
- Товарищ полковой комиссар, да я плохо играю!
- Тащи, тащи, не скромничай, - сказал Абашкин.
Принесли баян. Рябинин, играя, смущался, робел, путался и перевирал мелодии.
- Хороший баян. Разреши-ка, я попробую...
Уваров, улыбаясь, поставил баян себе на колени и, склонив голову, ловко владея
пальцами, взял хроматическую гамму.
Рябинин, неплохо знавший музыку, почувствовал, что баян находится в умелых
руках. Уваров заиграл марш "Перекоп", составленный из мелодий многих известных
революционных песен. Они напомнили грозное время гражданской войны. Вот
слышатся призывные звуки сигнала к наступлению, тревожные мелодии кавалерийской
трубы... Пальцы Уварова легонько пробегают по ладам, кажется, что вокруг
начинают перестукивать копыта, звенят колечки трензелей...
- Вот как надо играть! - многозначительно посматривая на молодого политрука,
проговорил Абашкин.
Но Рябинин как будто не слышит его голоса. Ему кажется, что он не в
подмосковной колхозной избе, а где-то на Сиваше форсирует пролив и атакует
врангелевцев.
Уваров отложил в сторону баян и потянулся за папиросой. Прикуривая, он низко
наклонил голову. Рябинин только сейчас заметил седину на его виске и синий
рубец выше уха.
- Давно не играл, а вот не разучился, - сказал Уваров задумчиво. - У меня вся
семья увлекается музыкой, два сына и дочка. Организовали свой домашний
самодеятельный оркестр.
- Музыка! - взмахнув руками, горячо заговорил Рябинин. - Мне кажется, что
только хорошие люди по-настоящему могут понимать музыку!
- Не всегда так, - возразил Уваров. - Встречаются большие знатоки музыки с
самым черствым сердцем. Хорошие люди определяются не по музыкальным
способностям, а по их отношению к своему человеческому долгу... Я вчера говорил
с пленным немецким полковником. Он считает себя высокообразованным человеком,
знает французский и английский языки, обожает, как он говорит, музыку, но, даже
будучи в плену, пытается бить своего денщика... Самым порядочным человеком в
Германии считает Круппа. Я его спросил: что он считает причиной войны между
Германией и Советским Союзом? Он мне ответил: "У гитлеровцев самые благие
намерения помочь русским культурно развиваться". Ведь немцы, как он выразился,
добрые люди, и при этом упомянул, что они хорошие музыканты... Попадись-ка в
лапы такому музыковеду, он тебе привьет культуру...
Уходя, Уваров посоветовал Абашкину и Рябинину почаще напоминать бойцам, что
собой представляет фашистская "культура" и "новый порядок".
Участок, занимаемый полком Осипова, в полосе обороны дивизии считался самым
ответственным. Сосед слева, кавполк соединения Медникова, за последнее время в
одной из частных операций отбросил немцев на запад и достиг реки Руза.
Подкрепленный свежими силами, полк прочно занял оборону по ее восточному берегу.
Правый сосед (кавполк Бойкова) имел впереди заболоченную лесистую местность и
фланг дивизии генерала Панфилова.
Участок Осипова, начинавшийся под селом Верхне-Слезнево, глубоко вклинивался в
оборону противника. Река здесь резко поворачивала на запад, затем, круто меняя
|
|