|
Этьен едва не опоздал в театр. Войдя в партер, он мельком взглянул на часы,
висящие над занавесом, - две минуты до начала.
У знатных театралов считается признаком хорошего тона прийти в самую последнюю
минуту. Все взоры обращаются на тех, кто появился в пустовавшей ложе бенуара
или величественно, неторопливо следует по проходу между кресел.
Шествуют такие театралы с провожатым - маститым седовласым капельдинером в
черном камзоле с крахмальным воротником. На массивной цепи висит бронзовая
медаль; один конец цепи опущен за спину, другой свисает до пупа; на медали
чеканный абрис театра...
Капельдинеры встречают Этьена как хорошего знакомого. Вот что значит щедро
платить за программы!
Ингрид приходит с обычной пунктуальностью, не рано и не поздно. Она
посматривает на часы под потолком и напряженно ждет, когда появится ее
всегдашний сосед. Но как только Этьен усядется рядом, она притворится
равнодушной.
В руках у Ингрид неизменная черная папка с надписью "ноты". Многие музыканты,
студенты консерватории слушают оперу, осторожно перелистывая в полумраке
партитуру, сверяясь с ней, устраивая негласный экзамен певцам, дирижеру и самим
себе. А еще больше придирчивых слушателей и строгих ценителей - на галерке. Там
перелистываемые ноты шуршат, как страницы в читальном зале библиотеки.
Тускнеет люстра, обессиленная реостатом, вот-вот она померкнет вовсе, и белый с
золотом зал погрузится в темноту...
Этьен так хотел прийти сегодня пораньше! Есть своя прелесть в том, чтобы
явиться в "Ла Скала" минут за десять - пятнадцать до начала, отдышаться в
кресле от кутерьмы, суматохи и дребедени делового дня. А потом следить, как
заполняется впадина оркестра, как там становится все теснее, толкотнее; слушать,
как музыканты настраивают инструменты, наигрывают вразнобой, репетируют
напоследок каждый что-то свое, а в звучной дисгармонии выделяются медные голоса
труб, флейта, английский рожок...
Зал погружается в темноту, и лампочки в оркестре светят ярче. Через
подсвеченный оркестр пробирается дирижер, музыканты приветствуют его
постукиванием смычков по пюпитрам. Он торопливо кивает и, перед тем как
подняться на возвышение, здоровается с первой скрипкой.
Едва дирижер появляется за пультом, раздаются аплодисменты. Он поворачивается к
залу и озабоченно раскланивается. Этьену из шестого ряда виден его
безукоризненный пробор; волосы приглажены и блестят.
Но вот дирижер подымает свою державную, магическую палочку, касаясь кончика ее
пальцами левой руки, словно одной рукой не удержать...
Только что он в первый раз взмахнул палочкой, а Этьен уже всецело в его власти.
В памяти оживают полузабытые строчки: уже померкла ясность взора, и скрипка под
смычок легла, и злая воля дирижера по арфам ветер пронесла... Чьи стихи? И
почему - злая воля? Скорее - добрая воля. Все-таки: чьи строчки? Спросить в
антракте у Ингрид? Бессмысленно. Она подолгу декламирует Гейне и Рильке, но в
русской поэзии - ни бум-бум...
Этьен заметил вокруг себя несколько лиц, примелькавшихся с начала сезона.
Боязливо скосил глаза влево и увидел перекормленную белесую девицу; она, как
обычно, сидит через два кресла от него в пятом ряду. Стал ждать, когда девица
начнет шуршать программкой или примется за свои конфеты, упакованные в
хрустящие бумажки, а сверх того еще и в фольгу, черт бы побрал эту завертку,
эту конфету и эту девицу фламандского обличья! Справа сидит старушенция с
глазами на мокром месте; в чувствительных сценах она начинает подозрительно
хлюпать носом. А с симпатичным старичком, по-видимому из бывших певцов, Этьен
даже раскланивается. Старичок слушает самозабвенно и страдает от одиночества.
После верхней ноты, виртуозно взятой певцом, старичок безмолвно повертывается к
Этьену, и тот понимающе кивает.
Этьен сидит, сложив руки на груди, и, когда ему невтерпеж поделиться своими
восторгами, тоже находит безмолвное понимание у этого симпатичного старичка.
Этьен очень любит "Бал-маскарад", но недоволен певцом, который поет партию
графа Ричарда Варвика. Может, потому так раздражал посредственный тенор, что
пел в компании с выдающимися артистами и недавно Этьен слышал в этой партии
самого Беньямино Джильи?
В первом антракте Этьен признался Ингрид, что уже примирился с тенором, нет
худа без добра, он внимательнее, чем обычно, вслушивается в оркестр, а
дирижирует сегодня знаменитый Серафин.
|
|