|
оно и правда. Вот Понизовкин свой завод расширяет, ставит дело на широкую ногу.
Поди, ему война и впрямь праздник, что твое рождество или пасха.
Горькая правда о войне все больше проникала в гущу народа. В осенние дождливые
вечера в нашей избе собирались мужики. Шли они к отцу, искренне полагая, что,
раз он грамотный, читает книги, значит, должен все знать, объяснить, что к чему.
Заведет разговор один, вставит слово другой, и вот уже в избе гул стоит.
Особенно горячился сосед Степан: дескать, нет в России села более горемычного и
нищего, чем Шатрашаны.
- И чего ты кипятишься, Степан, - пробовал урезонить его дружок Игнат. - Разве
только в нашей деревне бедствуют мужики? Вот я повидал немало на свете. Где
только я не был, и везде нашему брату мужику живется худо. Так уж заведено
испокон веку на Руси.
Помню, в один из осенних вечеров в нашей избе было особенно людно. Мужики
собрались послушать новости, привезенные из Симбирска нашим соседом Герасимом
Гуськовым. В тот вечер я поздно не ложился спать. Притаившись в углу, жадно
слушал, старался не пропустить ни одного слова.
В избе было тесно и душно. Махорочный дым облаком стоял под потолком. Мужики
сидели вдоль стен на лавках. Герасим чинно, не спеша рассказывал:
- Подъезжаю это я к селу Нагаткино, а навстречу мужичишка. Лошаденка еле тащит
воз, а на возу всякого добра навалено: ящики, стулья, узлы. "На новое
жительство?" - спрашиваю. А тот аж захлебывается от радости: "Домой, мил
человек. Домой барахлишко везу. Бог послал, не обидел. Добрые люди дали. Бери,
говорят, барское добро, не жалко..." Остановились мы, закурили, мужичок и
пояснил: "Нагаткинские-то разгромили своего помещика Белякова, все из усадьбы
растащили, а последушки мне разрешили взять, животность начали делить, а потом,
гутарят, и за землю примутся. Вот как, мил человек, на свете бывает. Был пан да
пропал... Жаль, не нагаткинский я, а то бы мне и коровенка досталась..."
Герасим оглядел слушателей и продолжал:
- Мужик поехал своей дорогой, а я решил завернуть к имению Белякова. Думаю,
надо же самому поглядеть, как там они с помещиком разделались. Подъезжаю - и
вправду: возле усадьбы людей видимо-невидимо. Все о чем-то хлопочут, кричат.
Телеги с барахлом стоят. Волокут коров, лошадей. Ну как ни есть - ярмарка!
- А ты чего же подарочка не прихватил? - поинтересовался Игнат.
- Чего на добро соседних помещиков зариться? У своих надо брать! А мы вот сидим
все судим да рядим, как быть, - хмуро ответил Герасим.
Мужики заволновались. Новости, привезенные Герасимом Гуськовым, взбудоражили
всех.
На следующий день в Шатрашанах только и было разговоров что о разгроме усадьбы
Белякова. Большинство крестьян одобряли нагаткинцев, хвалили их за
решительность и смелость. Лишь некоторые старики и зажиточные осуждали
"бунтарей".
Самые решительные и смелые предлагали:
- Хватит зря языком, что цепом, молоть. Пошли к своему барину, теперь наш черед.
В нашей семье особенно воинственно был настроен дядя Афанасий. Он предлагал
немедленно последовать примеру нагаткинцев:
- Чего ждать? Надо идти в имение и брать за грудки управляющего.
Дядя Гавриил предостерегал:
- Не пори горячку! Подожди, посмотрим, как обернется дело с нагаткинцами.
- Правильно! Ожидай, ожидай, Гаврила, - с издевкой говорил дядя Афанасий. -
Видно, забыл, как с тебя чуть шкуру не спустил управляющий, когда ты прихватил
сноп овса из барской скирды для своей лошаденки?
При этом напоминании дядя Гавриил поморщился:
- Как же! Забудешь такое! Все село я тогда обошел. Еле-еле наскреб денег.
Принес управляющему штраф, а он, нехристь, взял как должное да еще обругал меня
на своем басурманском языке. И чего это везде в имениях управляющие не из
русских?
|
|