|
сильно дифференцированным"{6}.
Именно неоднозначностью в подходе к использованию национального вопроса
объясняется стремление немецкого военно-политического руководства привлечь на
свою сторону народы, исповедующие ислам, использовать так называемый
мусульманский фактор. Результатом же военно-политического развития этого
процесса явилось создание и использование мусульманских частей в составе
иностранных добровольческих формирований.
Появление "мусульманского фактора" в экспансионистских планах Германии
прослеживается еще с конца XIX - начала XX в. В этот период правительство
кайзера Вильгельма II попыталось использовать освободительное движение арабских
и других мусульманских народов против Великобритании и Франции. Присоединение к
союзу этих государств Российской империи с ее многочисленным мусульманским
населением побудило Германию не ограничиваться только Ближним и Средним
Востоком.
Так, в октябре 1898 г. Вильгельм II посетил Палестину и Сирию, где в Дамаске
объявил себя другом турецкого султана и всех мусульман, что было с нескрываемой
тревогой воспринято Англией, Францией и Россией.
Апогеем сотрудничества кайзеровской Германии с мусульманским миром в этот
период стало участие Османской империи в Первой мировой войне на стороне блока
Центральных держав. Следует отметить, что в это время вся антироссийская
германская пропаганда шла через Стамбул, а также Иран и Афганистан.
В период после заключения между Советской Россией и Германией Брестского мира
(март 1918 г.) последняя, используя центробежные тенденции в бывшей Российской
империи, попыталась закрепиться в Крыму и на Кавказе регионах с многочисленным
мусульманским населением. Осуществить эти планы Германии помешало поражение в
Первой мировой войне.
С конца XIX в. еще одним "местом приложения" усилий Германии по проведению
своей "мусульманской политики" являлись Балканы - "пороховой погреб" Европы.
Имея очень выгодное геополитическое положение, этот регион всегда был особенно
притягателен для великих держав. Пытаясь добиться здесь своего господства, они
использовали очень мощный "детонатор", который еще с XV в. был подведен к
балканскому "пороховому погребу" - этнические, а главное религиозные
противоречия между православными сербами, боснийскими и албанскими мусульманами
и католиками-хорватами. Кроме того, Балканы являлись для Германии как бы
"мостом стратегического назначения", который должен был обеспечить ей связь с
Турцией - ее союзником в надвигавшейся Первой мировой войне.
Таким образом, можно определить следующие приоритетные направления в германской
"мусульманской политике". Это:
- Ближний и Средний Восток, с перспективой проникновения в Индию;
- Балканский регион;
- южные районы Российской империи (впоследствии СССР), с перспективой
проникновения в Среднюю Азию.
С приходом в январе 1933 г. к власти в Германии нацистов "мусульманский фактор"
в ее внешней политике получил новый, еще более сильный импульс. С началом же
Второй мировой войны его использование было возведено в ранг государственной
политики. Однако в вышеуказанных регионах с проживающим там мусульманским
населением этот процесс протекал не одинаково. В каждом из них он имел свои
особенности, которые надо учитывать при рассмотрении политических предпосылок и
условий создания мусульманских формирований в германских вооруженных силах.
Ближний и Средний Восток, а также Индия со своими богатыми нефтяными
месторождениями и другими природными богатствами уже с конца XIX в. являлись
предметом спора между ведущими европейскими государствами: Великобританией и
Францией, с одной стороны, и Германией - с другой. Придя в 1933 г. к власти,
правительство национал-социалистов в ближневосточном вопросе придерживалось тех
же принципов, что и кайзеровская Германия.
После же начала разработки в июле 1940 г. плана "Барбаросса", ближневосточный
регион приобрел еще и военное значение как стратегический плацдарм для выхода с
тыла в советское Закавказье с последующим соединением с войсками, наступавшими
из европейской части СССР.
Пытаясь проникнуть в Северную Африку, на Ближний Восток и в Индию, Германия
использовала старый прием - поддержку местных национально-освободительных
движений в борьбе против англо-французских колонизаторов. Поэтому к 1941 г.
была резко усилена идеологическая обработка населения в странах Ближнего и
Среднего Востока, а также в Индии.
Одновременно немецкая агентура в этих регионах пыталась установить контакт с
|
|