|
раскачали камни, своды пещеры. В помещения затекла вода, картины отсырели,
покрылись плесенью. Участвовавшая в разговоре искусствовед Наталья Соколова
дотронулась носовым платком до поверхности одной из картин, и на платке
осталось сырое черное пятно.
- Надо сейчас же все эвакуировать в сухие помещения, - сказал маршал и
распорядился отвести для этого летний дворец саксонских королей, оказавшийся
совершенно целым.
Любуясь Сикстинской мадонной, которая как бы шагала по облакам в голубом сиянии
небес, прижимая к груди очаровательного малыша, маршал пришел к неожиданному
решению:
- Знаете что, отберите десять наиболее ценных полотен, я их отправлю в Москву
для немедленной реставрации. Самолетом.
Эта мысль, к его удивлению, повергла Соколову в совершенный ужас.
- Сикстинскую мадонну самолетом? Бог с вами, товарищ командующий. А если
самолет упадет?
- Это отличный самолет. Мой самолет. Опытнейший экипаж. Во фронтовой зоне дадим
воздушную охрану. Я сам на этом самолете летаю.
- Но вы же маршал, а она мадонна, - совершенно искренне произнесла Соколова.
Маршал рассмеялся:
- Что верно, то верно. Разница кое-какая есть.
Разговор этот стал достоянием штаба. Отныне, когда речь заходила о каком-либо
невыполнимом поручении, разводя руками отвечали: "Я же маршал, а не мадонна".
Через несколько дней командующему доложили, что в подземелье замка Кёнигштейн
на Эльбе найдена ювелирная коллекция саксонских королей, богатейшее собрание
предметов искусства из золота, платины, серебра, драгоценных и полудрагоценных
камней. Это случилось уже после капитуляции Германии и освобождения Праги. Я с
корреспондентом "Комсомольской правды" Сергеем Крушинским был приглашен
маршалом посмотреть Находку, обнаруженную при весьма любопытных обстоятельствах.
В Кёнигштейне, неприступном замке, увенчивающем высокую гору, находились в
заключении пленные французские генералы. Когда немецкий гарнизон крепости
капитулировал, пленных освободили. Один из них доложил занявшему крепость
подполковнику Штыкову, что по ночам сюда приезжали закрытые машины и эсэсовцы
сносили в замковое подземелье какие-то тяжелые ящики. Подполковник вызвал
саперов. Под землей на большой глубине они отыскали замурованный ход в камеру.
Здесь и нашли ящики, в которых оказалась коллекция, известная всему миру
искусств под названием "Зеленого свода".
Вот эту знаменитую коллекцию мы и ехали смотреть в машине маршала. Когда
въехали в Дрезден, увидели, что от красот города не осталось ничего. Груды
камня, кирпича, бесформенные и безобразные, громоздились одна возле другой, и
трудно было даже представить, что здесь стояли дворцы, музеи, соборы.
И сразу как бы померк великолепный весенний день. Из царства буйной зелени мы
попали в царство смерти. Проезды между развалинами не были расчищены. Машинам
пришлось сбавить ход, и страшный смрад сразу окутал нас. Смрад тления.
- Жители утверждают, что в подвалах, под развалинами полтораста, а может быть,
двести тысяч человек похоронены, - сказал шофер Губатенко, молчаливый донской
казак, возивший Конева всю войну.
- Это верно. Дрезден считался открытым городом, - поддержал ехавший вместе с
нами искусствовед, хорошо знавший Германию. Ему, кстати, и принадлежала честь
отыскания коллекции "Зеленого свода". - Открытый город. Поэтому сюда со всей
Германии съезжались, спасаясь от бомбежек, женщины и дети. Их размещали в,
общественных зданиях, в подвалах, бомбоубежищах.
- А я вот все думаю и никак не могу понять, зачем эти бомбежки союзникам
понадобились, - говорит, обернувшись к нам с переднего сиденья, командующий. -
Для чего? С какой целью? Разгранлинии наступления были четко прочерчены в
Тегеране и уточнены в Ялте. Наступали мы, как помните, неплохо. Помощи не
требовали. Да и не им, а нам предстояло штурмовать Дрезден. И вдруг вот эти
налеты на открытый город! Самые большие налеты, сделанные ими за всю войну.
Возмездие? Так зачем же бить по открытому городу? С военной точки зрения это
полная нелепость. С точки зрения общечеловеческой - варварство. Да, у этих руин
есть над чем призадуматься.
Когда машины наконец пробрались через разбомбленный центр в совершенно
|
|