|
н Кукушкин, Юрий Крымов, Алексей Лебедев.
Они были очень разными, эти люди, и объединяла их только страстная
любовь к литературе. Между собой они не были знакомы, возникли в моей
жизни в разные периоды, и я потерял их одного за другим. Не вернувшиеся с
войны Крымов и Лебедев оставили после себя книги. Проза Крымова и стихи
Лебедева живут и сегодня. С Валей Кукушкиным, скончавшимся в 1930 году в
возрасте двадцати лет от осложнения после скарлатины, мы подружились
детьми. В годы гражданской войны мы оба были воспитанниками трудовой
колонии при Биостанции Юных Натуралистов под Москвой. Помимо общего для
всех интереса к живой природе нас с Валей сближало страстное увлечение
литературой и театром. Валентин ни в чем не знал удержу - это была натура
бурная, подверженная разнообразным, зачастую скоропреходящим увлечениям,
однако все его интересы, в том числе биология, спорт и театр, казались ему
слишком мирными и, так сказать, побочными. У него был темперамент бойца.
"Такие люди, как мы с тобой, - сказал мне однажды Валька, - должны
готовить себя к революционной деятельности. Мировая революция нас ждать не
будет. Надо пойти на производство, чтоб приобрести пролетарскую закалку. А
дальше - видно будет. Пойдем, куда пошлют. Искусство - прекрасная вещь, но
заниматься им надо только в свободное время".
"Таким людям" было в то время лет по двенадцать. Но время было такое. И
позже, когда жизнь внесла свои поправки в наши детские мечтания, Валентин
остался верен себе. Пошел на производство, а затем поступил в военное
училище. Работал в типографии, написал свою первую пьесу, поставленную
Театром рабочей молодежи. Нелепая смерть прервала его работу над второй
пьесой, принятой к постанове вахтанговцами. Трудно сказать, кем бы стал
Валентин Кукушкин к началу войны - драматургом или командиром полка, но в
одном я уверен твердо: это был человек, заряженный на подвиг. И даже когда
такие ребята не успевают свершить всего задуманного, они оставляют след в
сознании знавших их людей, они как бы электризуют среду.
Юрий Крымов до начала войны дожил. И не только дожил, но успел
прославиться. Написанная тридцатилетним инженером-нефтяником повесть
"Танкер "Дербент" имела всесоюзный успех, вошла в школьные программы по
русской литературе, автор был награжден орденом Трудового Красного
Знамени. В 1939 году ордена у писателей, особенно у молодых, были
редкостью. Единственный раз, когда я видел Крымова, человека на редкость
смелого, по-настоящему испуганным, был день, когда он узнал о награждении.
Он считал, что ему выдан щедрый аванс и неизвестно, сумеет ли он
когда-нибудь его отработать.
"Погиб на фронте" - этими словами заканчивается краткая справка о Юрии
Крымове в советском энциклопедическом словаре (1980). "Пал смертью
храбрых" было бы точнее, но, памятуя, как Крымов не любил торжественности,
я принимаю формулировку. Она нуждается только в расшифровке.
На фронт Юрий ушел в самые первые дни войны. Вскоре связь с ним
оборвалась, и только в 1943 году, после освобождения Полтавщины, родные и
близкие узнали о его судьбе. В райком партии пришел колхозник из села
Богодуховка Чернобаевского района и принес пробитый штыком фашистского
солдата военный билет Крымова и написанное им перед боем незаконченное
письмо к жене, Ирине. Этот потрясающий человеческий документ опубликован,
и я не хочу портить его беглым пересказом. Мы многим обязаны ныне
покойному Алексею Коваленко и его сыновьям, они похоронили Юрия и с риском
для жизни сохранили до конца оккупации драгоценные реликвии. Могила
Крымова - в центре села Богодуховка, рядом со школой. Я был там дважды и
видел, как колхозники села и пионеры из отряда имени Крымова чтут память
писателя.
Справедливо ли выделять судьбу Юрия среди понесенных в том бою тяжких
потерь? Выполнение воинского долга еще не подвиг. Может быть, и
несправедливо, если б не одна подробность, о которой я узнал много позже,
через десятилетия. Ее рассказал мне поэт Микола Бажан, видевший Крымова
незадолго до его гибели. Оказывается, Крымов имел полную возможность на
законном основании с санкции военного начальства выйти из окружения вместе
с редакцией армейской газеты. Никто бы его не обвинил в дезертирстве. Но
он предпочел вернуться в свою часть к товарищам и разделил их судьбу.
Рассказ Бажана меня поразил - и тем новым, что я узнал о Крымове, и еще
больше тем, что я узнал в нем Крымова, иначе поступить он не мог.
Кадровый моряк, штурман подводной лодки Алексей Лебедев ненамного
пережил Крымова. В первом же боевом походе лодка, на которой шел Лебедев,
подорвалась на минном поле. Подвига, к которому он готовил себя всю жизнь,
ему совершить не пришлось. Нельзя сомневаться, что он готовил себя именно
к подвигу, порукой тому не только выбор профессии, достаточно перечитать
его стихи, чтобы понять, что море, флот, военная история России были для
него постоянным источником вдохновения. К началу войны у Лебедева вышли
уже две книжки стихов, их знали не только моряки, ими увлекалась и
продолжает увлекаться молодежь. Как-то я спросил Лебедева, не подумывал ли
он (до войны, конечно) уйти с флота и стать профессиональным литератором.
Лебедев ответил твердо: "Нет. Я штурман. В тот день, когда я перестану
быть моряком, я перестану писать стихи".
Не знаю, как вел себя лейтенант Лебедев в свой последний час. Наверняка
достойно. Труднее сказать, как сложилась бы судьба Лебедева, доживи он до
Победы, но мне нетрудно представить себе его капитан-лейтенантом,
командиром лодки, с победой вернувшимся из боевого похода.
И опять одна подр
|
|