Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Военные мемуары :: Россия и СССР :: Александр Крон - Капитан дальнего плавания
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-
 
ятельствами и подчинять  их  себе.  И  наконец,  что  немаловажно,  -
отмеченный печатью  таланта.  Талант  и  героизм  -  понятия  сопряженные.
Талантливому человеку, для того чтобы полностью осуществить  заложенные  в
нем возможности, необходима воля, зачастую героическая воля. Точно так  же
человеку  героического  склада  для  совершения  выдающегося   подвига   в
большинстве  случаев  необходимо  высокое   профессиональное   мастерство,
доступное только людям одаренным.
   Героический характер. Чтобы пояснить,  что  я  подразумеваю  под  этими
словами,  мне  придется  сделать  некоторое   отступление   и   попытаться
определить содержание, которое мы привычно вкладываем в ставшие  расхожими
слова "героизм", "подвиг". В годы войны  мы  столько  раз  сталкивались  с
этими понятиями в жизни, что почти не  испытывали  нужды  в  теоретических
определениях. Вместо определений  мы  приводили  примеры,  десятки,  сотни
свежих ошеломляющих фактов. И факты говорили сами за себя.
   Но время идет. На смену воинскому подвигу пришла героика созидательного
труда. Возникла потребность глубже осмыслить духовный опыт  войны,  внести
необходимые поправки  в  некоторые  сложившиеся  представления,  все  чаще
возникают споры и происходят переоценки людей и событий  на  основе  новых
данных. Наряду с этим  растет  потребность  в  уточнении  нашей  привычной
терминологии.
   Итак, что же такое герой и  героизм?  Для  объяснения  слов  существуют
толковые  словари.  Снимаю  с  полки  третий  том  "Словаря   современного
литературного русского языка" (1954) и раскрываю на слове "герой".  Полных
четыре столбца убористого текста.  С  научной  тщательностью  собраны  все
возможные оттенки слова - от героя в понимании древних эллинов,  полубога,
наделенного сверхъестественной силой и способностями,  до  "героя  дня"  -
человека, на короткое время обратившего  на  себя  всеобщее  внимание;  от
героини как театрального амплуа до пишущегося с прописной буквы  почетного
звания  Матери-героини.  Все  эти  исторически  сложившиеся   понятия   не
тождественны, и о каждом  из  них  стоит  поразмыслить.  Выделим  сразу  в
самостоятельную категорию Героя с большой буквы,  Героя  как  звание,  как
высшую правительственную награду, она дается за особо значительные заслуги
и по существующему статуту может быть присвоена  не  единожды.  Героем  со
строчной буквы можно быть лишь однажды, это скорее характер человека,  чем
оценка его деяний, и нередко, называя человека героем, мы имеем в виду  не
столько объективную значимость совершенного им деяния,  сколько  те  черты
личности, которые _подвигли_ его на вызывающий наше восхищение поступок. Я
нарочно употребил этот прекрасный древний глагол,  потому  что  он  многое
проясняет в более  привычном  слове  "подвиг".  В  своем  основополагающем
определении  толковый  словарь  говорит:  "Герой  -  человек,  совершающий
подвиги"; и хотя слово "подвиг" тоже многозначно и многооттеночно,  в  нем
как бы закапсулированы два составляющих единство, но находящихся в сложном
взаимодействии элемента: высокая общественная  ценность  поступка,  дающая
ему  право  называться  подвигом,  и  те  высокие  нравственные  качества,
подвигнувшие человека преодолеть все трудности и опасности на пути  к  его
свершению. В  каждом  подвиге  объективный  смысл  деяния  и  субъективные
человеческие  побуждения  находятся  в  сложных,  разнообразных,  зачастую
противоречивых отношениях. К этой теме я еще  неизбежно  вернусь,  а  пока
признаюсь, что наряду с объективным смыслом подвига Маринеско  меня  в  не
меньшей мере увлекают те стороны его личности, которые  я  расцениваю  как
героический склад характера. И то,  что  сам  Маринеско  и  на  словах,  и
письменно заявлял, что никогда не считал себя героем и не мечтал им  быть,
нисколько  тому  не  противоречит.  Мечтает  стать  героем   почти   любой
подросток,  иногда  это  свидетельствует   только   о   честолюбии.   Рост
материальной и духовной культуры  отразился  и  на  процессе  формирования
героического характера. Чтобы совершить подвиг во время войны и тем  более
в  мирное  время,  как  правило,  уже  недостаточно  самоотверженности   и
готовности рисковать собой - подвиг сегодня может совершить только человек
хорошо вооруженный. Вооруженный, конечно, в  самом  широком  смысле  -  не
только оружием, но и умением,  знаниями,  навыками,  наконец,  вооруженный
идейно, отлично знающий, во имя чего он идет на подвиг.
   И конечно, постепенно складывающийся во  мне  образ  Маринеско  привлек
меня тем, что героическое начало было в нем глубочайшим образом  заложено;
чем больше я узнавал его и о нем, тем  яснее  становилось  для  меня,  что
беспримерный, по слову И.С.Исакова, январский рейд 1945 года не был  яркой
вспышкой, на короткое  время  осветившей  фигуру  человека  заурядного,  а
предопределен всей  его  предшествующей  жизнью.  Я  увидел  в  Александре
Маринеско один из тех характеров, которые  привлекали  меня  всегда.  И  в
жизни, и в искусстве.
   Здесь я позволю себе некоторый экскурс в прошлое.
   В течение моей, как выяснилось, уже довольно долгой жизни у  меня  было
несколько друзей, погибших в самом расцвете лет. И хотя они  не  совершили
каких-либо чрезвычайных подвигов, они остались в моей  благодарной  памяти
как люди героического склада. Никто из них не ушел из жизни бесследно,  но
я убежден, что только ранняя смерть  помешала  им  совершить  нечто  более
значительное, еще более заслуживающее названия "подвиг", чем то,  что  они
успели  за  свою  короткую,  но  активную,  отмеченную  самостоятельностью
решений жизнь. Вся их жизнь была подготовкой  к  подвигу,  они  непрерывно
тренировали  и  закаливали  свою  волю  для  какого-то  еще  неясного   по
очертаниям, но несомненного для них главного дела, главного поступка.
   Валент
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 86
 <<-