|
о в последние годы его жизни. На помощь мне придут собранные мной
сведения, в первую очередь - свидетельства соратников. Кому-то мои
воспоминания покажутся субъективными. Иными они и не могут быть, от
субъективности не спасает и документальность, но я обещаю читателю нигде
не злоупотреблять его доверием. Расскажу только о том, что видел и слышал.
Источники - назову. Свои догадки оговорю. Из несходных версий постараюсь
выбрать наиболее надежную. Конечно, возможны ошибки. Я готов их исправить.
Свой рассказ я привычно поведу от первого лица. Это позволит мне
попутно поделиться с читателями некоторыми накопившимися у меня в ходе
работы соображениями, не выдавая их за истину в последней инстанции.
Надеюсь, читатели не воспримут это как нескромность. Для доверительного
разговора "я" удобнее, да, пожалуй, и скромнее, чем "мы".
Кстати, о названии. Александр Иванович много раз говорил мне, а однажды
написал в письме, что не считает себя героем. Больше того, никогда, даже в
детстве, не стремился им стать. Пределом его мечтаний с самых ранних лет
было стать капитаном дальнего плавания. Он и стал им, хотя жизнь внесла в
его мечту свои жесткие поправки. Об этом повесть.
Память бывает двух родов - логическая и образная. Память ума и память
сердца.
Конечно, я упрощаю - одна не существует без другой. И все-таки гораздо
легче восстановить в памяти то, что ты когда-то знал, чем то, что ты
некогда чувствовал. Нужен толчок, приводящий в действие механизм нашей
образной памяти. Происходит он самым неожиданным и не всегда подвластным
нам способом. Его может вызвать самый простенький сувенир, пожелтевшее от
времени письмо или даже нечто менее вещественное: знакомый запах, чем-то
памятный пейзаж и особенно звуки - музыка, песня...
Я прижимаю к уху "микрорекордер" - маленький репортерский магнитофончик
- и слышу звуки духового оркестра, гул военного плаца, согласный топот
сотен ног, усиленные мощными репродукторами голоса ораторов на трибуне, и
в моей памяти оживает весь тот день, в котором для меня смешались радость
и горечь, торжество и боль.
7 мая 1978 года солнечное, но еще прохладное ленинградское утро.
Просторный, как городская площадь, плац Высшего военно-морского училища
подводного плавания имени Ленинского комсомола. На празднично украшенной
трибуне командование училища и почетные гости - двадцать пять членов
экипажа краснознаменной подводной лодки "С-13", приехавших на традиционный
сбор ветеранов-подводников Балтики. Двадцать пять - это больше половины
команды, в таком полном составе рассеянные по всей стране участники
походов "С-13" собрались впервые. И чествуют их так тоже впервые. Впервые
перед командой "С-13" во главе с помощником командира корабля Львом
Петровичем Ефременковым проходит церемониальным маршем, рота за ротой, все
училище. Впервые имя покойного командира грохочет в мощных динамиках на
весь огромный плац так, что слышно на прилегающих к плацу улицах.
От всего этого радостно на душе. А горько оттого, что командир всего
этого не слышит.
Гул плаца и звуки оркестра резко обрываются. Тихий щелчок, и вновь
возникает гул, но уже другой - запись сделана в закрытом помещении. Голоса
отражаются от стен и потолка, и слова разобрать трудно. Зато ясно слышатся
шорохи и дыхание сидящих рядом со мной людей, и в моей памяти мгновенно
возникает просторный кубрик, ставший тесным от набившихся в него
курсантов, а затем я узнаю слегка скандирующую речь штурмана "С-13"
Н.Я.Редкобородова. Он рассказывает о походах корабля и отвечает на вопросы
молодежи. Мы с Николаем Яковлевичем старые друзья, и я имел возможность
записать его драгоценные для меня рассказы в более подходящей обстановке,
этот же кусочек магнитной пленки имеет для меня совсем другую ценность -
ассоциативную. Теперь в моей памяти отчетливее всплывают впечатления того
дня - и обед в курсантской столовой, и с оглядкой выпитые в чьем-то
кабинете праздничные пятьдесят граммов спирта, и веселый гомон в заказном
автобусе, везущем ветеранов "С-13" и немногих приглашенных гостей команды
через Неву на Биржевую площадь в Центральный военно-морской музей. Там мы
почтительно, но торопливо проходим через храмовой вышины экспозиционные
залы, где привольно, как под открытым небом, расположились многомачтовые
модели старинных кораблей, бронзовые статуи флотоводцев и огромные,
вырубленные из цельных стволов весла галер и галионов. У подводников мало
времени, они полны впечатлениями дня, а впереди еще посещение
Богословского кладбища, где похоронен командир. Надолго задерживаются они
только у небольшой витрины, где под стеклом выставлена знакомая фотография
Александра Ивановича, его ордена (орден Ленина без муаровой ленточки -
значит получен в самом начале войны) и очень краткая справка о потоплении
"Густлова". Более чем скромно. Но восемнадцать лет назад, когда я впервые
пришел в музей, не было и этого.
Здесь запись кончается - не записывать же на пленку молчание. Вместе со
всеми я смотрю на это прекрасное, полное жизни, все еще мальчишеское лицо
и не в первый раз задаю себе вопрос: в чем его неотразимая
привлекательность? Вряд ли найдется кинорежиссер, который взял бы на роль
главного героя актера с такими данными. А если б и взял, его не утвердил
бы худсовет. Круглое лицо, нос картошкой. Ни глубокомысленной складки
между бровями, ни изобличающего железную волю квадратного подбородка. А в
итог
|
|