|
профессиональных секретов, которыми охотно делился. С умением истинного мастера
Тухачевский сам создавал превосходные музыкальные инструменты. Иногда и мы с
Ниной Евгеньевной привлекались к этому в качестве «подсобной рабочей силы» –
нам доверялось протереть наждаком какую-либо тщательно выструганную деталь
будущей скрипки, порой даже отполировать ее. Это были очень веселые часы.
Перемазавшиеся лаками и клеем, мы выслушивали бесконечные насмешливые замечания
Михаила Николаевича:
– Ну, разве так работают! Какой из вас Страдивариус!..
Как-то в один из таких часов появился Якир. Михаил Николаевич обратился к нему
с шутливой жалобой на нас:
– Видишь, Иона, пытаюсь их эксплуатировать, да не поддаются, грозятся в
профсоюз пожаловаться.
Однажды я застала у Тухачевских опытного скрипичного мастера Е. Ф. Витачека.
Михаил Николаевич долго и увлеченно беседовал с ним, показывал гостю свою
коллекцию скрипок, баночки с лаками, вытащил заветный кусок какого-то особого
дерева. Этот неказистый с виду чурбачок Михаил Николаевич сберегал в течение
многих лет пуще всякой драгоценности, мечтал изготовить из него замечательную
скрипку. И вдруг, когда Витачек ушел, мы с изумлением обнаружили, что
знаменитая деревяшка исчезла.
– Где же она? – растерянно спросила Нина Евгеньевна.
– Подарил Витачеку, – почти виновато улыбнулся Михаил Николаевич. – Так, как он
изготавливает скрипки, мне не изготовить…
Друзья познаются в беде, утверждает старинная русская поговорка. Она очень
справедлива по отношению к Тухачевскому.
Помню, вскоре после появления оперы «Катерина Измайлова» ее молодой тогда автор
Дмитрий Дмитриевич Шостакович был подвергнут грубой, шельмующей критике (опера
не понравилась Сталину). Шостаковича вызвали из Ленинграда в Москву для
генеральной «проработки».
Я встретила его в квартире Тухачевских подавленного, растерянного. И надо было
видеть, с каким сочувствием отнесся к нему Михаил Николаевич! Они надолго
удалились вдвоем в кабинет. Не знаю, о чем там разговаривали, но из кабинета
Шостакович вышел обновленным человеком. Решительно шагнул к роялю и начал
импровизировать. Михаил Николаевич весь обратился в слух. Он не отрывал
восхищенного взгляда от друга, в которого верил и которому сумел внушить веру в
самого себя.
В другой раз при мне в квартиру Тухачевских пришла вдова военного. Она с двумя
детьми жила в сыром подвале. Младший болел.
Михаила Николаевича дома не оказалось. Незнакомую женщину приняла Нина
Евгеньевна. Внимательно ее выслушала, обо всем расспросила и взяла у нее письмо
для Михаила Николаевича.
Вечером это письмо было вручено адресату. Михаил Николаевич вернулся очень
усталым, но, познакомившись с жалобами вдовы, тотчас же стал звонить кому-то по
телефону, написал куда-то записку. И можно не сомневаться, что все вопросы были
решены положительно.
К подобным визитам в семье Тухачевских относились как к должному. Никого они не
удивляли, и никто не говорил лишних слов о вызываемых ими хлопотах. Так было
заведено. Во всем, что касалось людей, их здоровья, их быта, здесь не
признавали мелочей.
Как-то, еще в двадцатые годы, к М. Н. Тухачевскому обратился один художник и
попросил помочь продать картину. Чувствовалось, автор картины сильно нуждается.
Но, посмотрев полотно, Тухачевский понял, что покупатель вряд ли найдется. И
тогда он сам решил купить ее. С деньгами было туговато. Существовал
партмаксимум, а семья большая. Пришлось залезать в долги.
Когда картину привезли домой, все крайне удивились, как это обладавший тонким
вкусом Михаил Николаевич соблазнился таким произведением. И тут последовало
объяснение:
– Да разве дело в картине? Дело в человеке, которому надо было помочь, не
уронив его достоинства… А художник он не лишенный способностей. Может быть, еще
распишется…
Когда я говорю о доброте и отзывчивости М. Н. Тухачевского, то не могу не
вспомнить его мать Мавру Петровну. Вероятно, эти качества он впитал с ее
молоком. Я не знала человека более сердечного и справедливого, чем простая,
бесхитростная, едва грамотная, но мудрая сердцем Мавра Петровна. Наблюдая
|
|