|
Вечного свершения.
В нем я живу…
А его цепь переплетена с другими, со множеством других, и это сплетение тоже не
прерывается нигде. Оно единое, целое:
Вселенная существует во мне неотделимо.
Как в шаровом зеркале,
весь мир
во мне отображен.
Впрочем, стихов в повести мало.
2
В детстве, в родительском доме, Роберто имел все, что только могла пожелать его
душа, и вскоре привык к этим возможностям. Захотел получить заводную куклу в
человеческий рост и музыкальную шкатулку – кукла и шкатулка были доставлены
немедленно. Пожелал встретить Новый год – и на детском празднике в доме Бартини
танцевал «весь Фиуме». Соскучился мальчик – и семейство ди Бартини вместе с
тетей Еленой отправилось в путешествие – через прохладные хвойные альпийские
перевалы, мимо виноградников и рисовых полей цветущей Италийской низменности. В
конце второго дня прибыли в Венецию, город искусства, доблести, умельцев,
предприимчивости, розового мрамора, гондол, карнавалов, цветов – и свинцовых
камер подземных тюрем. Приезжих ждут не извозчики – лодочники. Пахнет плесенью
ленивая вода каналов, с горбатых мостиков удят рыбу. Семейство поселяется в
дорогой и все равно замызганной гостинице: такой ее содержат для колорита. Полы
в ней каменные, электричества нет, по вечерам горят свечи в громоздких
серебряных канделябрах, снизу, из ресторана, доносятся запахи жареной баранины,
лука и чеснока, женские крики и хохот, и вдруг тишина; потом кто-то мастерски
играет на гитаре, поет баркаролу… Скучать некогда. Роберто катают по
Канале-Гранде, показывают дворцы, везут к собору святого Марка, на площадь,
полную голубей, знакомят с Изой, дочерью танцовщицы Айседоры Дункан. Он
присутствует при старой символической церемонии – обручении города с морем: мэр
Венеции, в облачении дожа, бросает с лодки в море золотое кольцо. Видит «чудо
двадцатого века» – электробиоскоп. Фильм о капитане Немо. По просьбе Роберто
вице-губернатор берет к себе на службу, увозит с собой чету нищих венецианцев и
их единственное сокровище – то нежную, то скандальную замарашку Джемму…
Дома, в Фиуме, Роберто решает учиться фехтованию. Жилистый, небольшого роста,
прыгучий, как мячик, популярный в городе тренер громко топает, наступая и
отскакивая, командует: «Терца!.. Квинта!.. Кварта!.. Финта!.. Кварта!!! Ин
гвардия! Аттенти! Брависсимо!..» Через двенадцать лет какой-то офицер в римском
кафе оскорбил боевиков компартии. Бартини вызвал офицера на дуэль и отрубил ему
ухо. Пригодились уроки.
В отцовской библиотеке Роберто обнаружил и прочел толстую книгу «Невидимый мир»
– о жизни мельчайших организмов, после чего попросил купить ему микроскоп.
Через два месяца прибыла посылка из Германии.
Вскрыта многослойная упаковка, отперт продолговатый полированный ящик из
красного дерева, с бронзовой ручкой и бронзовым ключом. В ящике – волшебный
инструмент, золотистый и черный и почему-то пахнущий кедром.
По многу часов почти каждый день Роберто и взявший над ним шефство домашний
врач семейства Бартини доктор Бальтазаро проводили у микроскопа в наблюдениях и
беседах. Нередко заходил к ним вице-губернатор. Интерес мальчика к невидимому
миру переставал быть просто увлечением, занятия длились порой до глубокой ночи.
Минуло полвека с лишним. В июле 1969 года, тоже как-то ночью, Роберт
Людовигович, пошуршав в коридоре пленкой, укрывавшей стеллаж, принес мне оттуда
старинную книгу со сломанным медным замочком, с вытесненной на кожаном
переплете обезьяньей мордой и вынул из книги тетрадный листок – схему
микроскопа, нарисованную нетвердой рукой. И пошло…
Приученный уже к самым неожиданным поворотам мысли Бартини, я слушал его
рассказы об окулярах, микротомах, апертурах и прочей оптике. Слушал внимательно,
уверенный, что все это говорится не зря, а имело и, наверное, имеет для него
смысл, пока от меня скрытый, как был скрыт от случайных визитеров смысл картин
на отвлеченные темы на стенах его квартиры.
…Доктор и «его милость» – подросток Роберто рассматривали сверкавшие в растворе,
быстро растущие кристаллы соли. Меняли увеличение – четыреста пятьдесят,
тысяча двести, две тысячи! – но очагов, начал кристаллизации не видели, а
единственно убеждались в существовании неудержимого стремления чего-то
хаотического к гармонии и красоте, поскольку кристалл красив[8 - «Мостик» от
|
|