|
И детектив поручение выполнил. Но прежде чем доложить о результатах своих
трудов, он попросил донну собраться с силами.
Дальше идет совсем уже мелодрама. Изложим ее коротко.
…Ребенок, понятно, внебрачный. Его мать, сирота, жила у родственников, не очень
состоятельных, но заносчивых мадьярских дворян, гордых своим происхождением
чуть ли не от Карла Анжуйского. Грех семнадцатилетней племянницы обнаружился, и
разгневанные опекуны увезли ее на север, в Мишкольц, где держали взаперти,
чтобы скрыть позор. При родах она впала в беспамятство, а когда очнулась и
немного окрепла, ей сказали, что мальчик умер. В действительности же его тайком
отдали в крестьянскую семью.
Молодая женщина не поверила опекунам. Через полгода она нашла сына, уехала с
ним к его отцу и в родном городе узнала, что ее возлюбленный женился.
В Мишкольц она вернулась ночью, никого о своем возвращении не предупредив. Ее
не ждали, не встречали, на это обратил внимание кучер почтовой кареты. Как
установило следствие, до утра она ходила по улице. И на рассвете, положив
спящего Роберто на крыльцо дома опекунов, утопилась.
Мальчика снова отдали тем же крестьянам. А далее судьбе было угодно, чтобы они
перебрались в Фиуме, где глава семьи получил место садовника в резиденции
вице-губернатора…
Дойдя до этого места, детектив, с разрешения донны, достал папиросу, но сломал
последнюю спичку. Позвонили, и горничная принесла новую коробку. Закурив, он
вдруг принялся рассматривать бронзовое основание настольной лампы, потом
инкрустацию стола… Пришлось ему напомнить, что рассказ еще не кончен.
– Не кончен… Но дальнейшее еще тяжелее, поверьте! Поэтому не оставить ли нам
все, как оно есть? Советую… О, хорошо, хорошо, повинуюсь. Видите ли… отец
мальчика – барон Лодовико.
Прошу читателей, справедливо ищущих в подобных книгах прежде всего сути дела,
не пропускать эти стороны биографии моего героя. Что было, то было, да и от
сути дела они не так уж далеки. Недаром Роберт Людовигович часто обращался к
ним и в разговорах на ничем как будто не связанные с этими давними событиями
темы, и в своей повести. А в письме, которое он назвал «Моя воля», найденном
при разборе его бумаг, просит: «Собрать сведения о всей моей жизни. Извлеките
из нее урок…»
Сведения о его жизни в Фиуме, о тамошнем его окружении многое позволяют о нем
прояснить. Понятнее становится чрезвычайная привязанность вице-губернатора к
сыну, «своенравие» Роберто, едва ли возможное в иных условиях, вся эта
неповторимая, как жизнь каждого из нас, но закономерная история.
2
Авиаконструктор Сергей Владимирович Ильюшин, заспорив однажды со
слушателями-дипломниками академии имени Жуковского (Ильюшин был человек
властный, резкий, но в спорах предпочитал неробких противников), предложил им,
раз уж они взялись ему возражать, несколько отвлеченный вопрос: что нужно –
какие субъективные качества конструктора – для появления идеи замечательной
машины?
– Знания нужны. Так, принято. Личный опыт. Пожалуй… Хотя самые опытные люди –
старики, а мы в свое время уже к тридцати годам выходили в главные конструкторы.
Ну ладно, опыт все же принимаем… Еще что? Интуиция. Умение подбирать
помощников. Настойчивость, упорство. Ишь вы какие!.. Только ведь все это нужно
и хорошему директору, и ученому, и артисту… Еще?
Других соображений не нашлось, да и эти были неоригинальны. Ильюшин ничего не
стал никому «растолковывать», зато добавил желающим материала для размышлений –
до следующей встречи.
Возьмем, сказал он, крыло самолеты, рассчитанного на скорость 400—500
километров в час. В принципе теория такого крыла была создана уже в начале
двадцатых годов, ничего ошеломительно нового здесь ожидать не приходилось. В
России ее успешно разрабатывал Н.Е.Жуковский, затем до полной ясности, до
инженерных методик довели С.А.Чаплыгин, профессор А.П.Котельников, в Германии –
известный аэродинамик Треффтц и другие. А самолеты с такими скоростями
появились только около середины 30-х годов, и то на первый взгляд неожиданно.
Точно так же не могли быть совершенными загадками для западных конструкторов и
ученых основные идеи, использованные в 1941—1945 годах в наших танках,
|
|