|
тот случай, если бы несговорчивый хлоп вздумал упираться и если бы
какими-нибудь (впрочем, весьма трудными) судьбами удалось ему прибегнуть к
помощи властей или постороннего люда. Последние случаи весьма редки, но
прозорливый еврейчик всегда уж ради собственного спокойствия постарается
оградить и обезопасить себя и свое дело со всех возможных сторон… Пока одни
меряют, пересыпают да отсыпают, другие стараются разными приятными разговорами
и расспросами отвлечь внимание хлопа от совершаемого дела, и этот маневр всегда
почти удается им как нельзя лучше. Зерно умышленно просыпается из меры на землю
и спешно подметается метлами в какой-нибудь укромный уголок, ибо просыпка этого
рода в общий счет не идет, хотя, в конце концов, и составит собою несколько
лишних гарнцев, дающих возможность к лишнему гешефту.
…Но вот перемерка да пересыпка окончена, оброк спешно убран в еврейские
амбары, и хлоп, ощущая ничтожность насильно всунутого ему задатка, начинает
требовать окончательного расчета; но евреи с крайним удивлением ответствуют,
что деньги-де уже получены им сполна, что никаких более расчетов нет и что надо,
дескать, Бога не бояться, требуя с них вторично уже полученную плату. При этом
для окончательного ублагодушенья хлопа ему иногда подносится еще один келих
водки; а буде хлоп упирается – то расправа с ним коротка: ворота настежь,
оглобли поворочены и – в шею! Озадаченный, раздосадованный, разочарованный и
огорченный хлоп посмотрит жалостно на доставшиеся ему скудные гроши, перекинет
их раздумчиво с ладони на ладонь, почешет за спиною и, сообразив, что на такую
ничтожную сумму не приобретешь ничего путного для своего хозяйства, махнет
рукой и повернет до корчмы, где и спустит до конца всю свою злосчастную
выручку» [265].
Крестовский попрекает королевскую власть суверенной Польши, которая впустила в
страну евреев:
«В равной же мере правительственная власть покровительствовала и евреям,
которые после германских гонений, обретя здесь в некотором роде новую Палестину,
переселялись в нее целыми тучами и, наконец, как саранча, покрыли собою весь
громадный край. С захватом всей торговли и промышленности в еврейские руки
рынки весьма скоро потеряли то благотворное значение для общества, какое они
всегда имеют в государствах, органически и правильно развивающих из себя свои
экономические силы и не подверженных таким паразитным, чужеродным наростам,
каким в старой Польше было еврейство. Базарные площади облепились со всех
сторон гостеприимными шинками, куда евреи всячески заманивали крестьян,
приезжавших на торг, и где слабодушный хлоп нередко пропивал последнюю копейку,
как и ныне пропивает ее. Базары сделались благодаря шинкам да корчмам притонами
разгула, пьянства и нравственного растления. Благосостояние крестьян чахло,
гибло и пришло, наконец, к тому, что в настоящее время, когда крестьянин стал
свободным землевладельцем, земля его, принадлежащая ему de jure, на самом-то
деле принадлежит корчмарю-еврею, ибо нет почти такого крестьянина, который не
состоял бы в неоплатном и вечном долгу этому корчмарю своей деревни. Евреи
веками высасывали крестьянские пот и кровь, веками обогащались за счет
хлопского труда и хозяйства. Такой порядок вещей давно уже породил в высшей
степени напряжение, ненормальное состояние, продолжающееся и по сей день и
отразившееся инерцией и вредом на все классы производителей. Довольно будет,
если мы для более наглядного примера скажем, что в 1817 г. на 655 ярмарочных и
торговых мест одной лишь Гродненской губернии было 14000 шинков и корчм,
содержимых исключительно евреями, стало быть, более чем по 12 на каждое место!
Четырнадцать тысяч кабаков в области, которая имеет всего лишь около 6000
разного рода поселений – местечек, деревень, усадеб, фольварков и т. п.!»
[266]
А теперь, используя очерк Крестовского, рассмотрим, чем заканчивается для
русских и польских мастеровых подобная скупка евреями сельхозпродуктов у
русских и польских крестьян. Крестовский об этом пишет, рисуя жизнь базара:
«Но более всего, по всевозможным направлениям, во все концы и во все стороны
снуют и шныряют жиды, жиденята, и все куда-то и зачем-то торопятся, все
хлопочут, ругаются, галдят и вообще высказывают самую юркую, лихорадочную
деятельность. Они стараются теперь перекупить все то, чего не удалось им
захватить в свои руки с бою на аванпостах. Но главные усилия братий израилевых
направлены на дрова, на хлеб зерновой, на сено, т. е. на такие все предметы, на
которые, в случае большого захвата оных в еврейские руки, можно будет тотчас же
повысить цену по собственному своему произволу» [267].
То, что Могилев и другие города на 94% состояли из евреев, означает, что всю
торговлю они монопольно взяли в руки, ведь город – это место обмена товарами
между промышленностью и сельским хозяйством. Следовательно, они по монопольно
низким ценам скупали сельхозпродукты и промышленные товары и по монопольно
высоким – продавали их. Заодно они скупали и местное царское начальство,
которое должно было бы прекратить этот еврейский произвол. Надо ли удивляться,
что, когда численность еврейского населения превысила 5 млн, человек (в 1897 г.
– 5 215 800 человек), трудящийся люд Польши, Литвы, Белоруссии и Украины уже
не способен был прокормить, кроме своих помещиков и царя, еще и такую прорву
паразитов. Были и погромы.
О погромах
Когда наши «пейсатели» начинают повествовать о еврейских погромах,
представляется: пузатые, бородатые черносотенные антисемиты, напившиеся водки,
от нечего делать берут топоры и идут убивать тихих, робких, безобидных, в общем,
«белых и пушистых» евреев. Однако уже при первых подробностях погромов
|
|