|
еврейская верхушка. Но достижения ее были впечатляющи. Апологет сионизма пишет:
«В 1807 году в Берлине было больше еврейских банковских учреждений, чем
нееврейских. Признавалось, что без них ни одно еврейское правительство не могло
бы получать займы на протяжении всей первой половины XIX столетия. Приведем
лишь один пример; только в первом десятилетии этого века более 80%
правительственных займов Баварии было обеспечено еврейскими банкирами» [243].
Вслед за банковским делом евреи стали энергично осваивать нарождающиеся
отрасли человеческой деятельности – газетное дело и писательское ремесло,
постепенно прибирая в свои руки общественное мнение стран пребывания. А это
привело к тому, что уже во второй половине XIX века практически все страны
Европы уравняли евреев в правах с коренным населением. (К Первой мировой войне
не сделали этого формально только Россия и Испания.) Реально такое положение
могло бы привести к полной ассимиляции и исчезновению евреев через два-три
поколения. Но этот процесс не пошел благодаря религиозной части еврейства (с
исчезновением евреев исчезла бы необходимость и в раввинах), и эта часть начала
выдвигать контридею – идею не ассимиляции, а создания своего еврейского
государства. Эта идея находилась в стадии обсуждения и даже частичной или
подготовительной реализации начиная с начала XIX века, но организационно
оформилась в политическое движение евреев – сионизм – только к его концу. Это
общеизвестные факты, которые свободно и легко обсуждаются.
Но есть у сионизма одна неброская особенность. Надо думать, что если не все,
то по меньшей мере подавляющее число евреев не против того, чтобы в мире было
еврейское государство, и даже готовы ссудить его строительство деньгами, но
основная масса энтузиастов сионизма категорически отказывается в таком
государстве жить. Заметьте, что даже сегодня, спустя 200 лет после
возникновения идеи Израиля, и через 50 лет после его образования, в Израиле
живет едва ли пятая часть евреев мира и уж, во всяком случае, их там меньше,
чем в одном Нью-Йорке.
Таким образом, перед романтиками сионизма, перед людьми, положившими свою
жизнь на алтарь создания еврейского государства, стояла задача огромной,
неразрешимой трудности; в еврейском государстве должны жить евреи, а евреев,
желающих жить в таком государстве, практически не было. (Очень мало желающих
жить в Палестине было и среди самих романтиков сионизма, как говорится, «мы
больше пользы принесем в тылу».)
Вот эта неброская особенность сионизма, которая легко видна даже сегодня
(достаточно включить телевизор), но которая особенно бросалась в глаза всем в
те времена, когда Израиля еще не было. Подчеркнем эту мысль: главным
препятствием созданию еврейского государства было отсутствие достаточного
количества евреев, которые бы согласились в нем жить.
О еврейских крестьянах
Причина этому тоже легко определяется. Представьте, возможно ли государство, в
котором живут только банкиры, юристы, музыканты, журналисты, артисты и
комики-пародисты, но нет крестьян? Что будут кушать все вышеперечисленные?
А ведь за два тысячелетия существования еврейской диаспоры во всех странах
мира евреи ни в одной из стран никогда не занимались производительным трудом,
тем более – крестьянским. Множество стран предпринимало огромные усилия к тому,
чтобы окрестьянить евреев, но потерпели полное фиаско. В том числе и огромная
Российская империя, которая в свое время сумела справиться с Наполеоном, но
заставить евреев заниматься сельскохозяйственным трудом не смогла, несмотря на
огромные денежные вливания в этот проект. Эта особенность еврейского
менталитета – категорический отказ от производительного труда, который
обеспечивает жизнь нации и государства, – тоже хорошо всем видна, но
обсуждается крайне редко, даже если обсуждается вскользь. Поэтому стоит
остановиться на этой особенности несколько подробнее.
Пару лет назад А. Солженицын, забытый и ЦРУ США, и «пятой колонной» России,
написал книгу о евреях «200 лет вместе». Видимо, полагал, что подобная тема
приподнимет уважение к нему населения России. В книге не забыта и затронутая
нами тема, по которой Солженицын делает вывод: евреи, дескать, сельским
хозяйством могут заниматься только на родной земле – в Израиле. Книга широко
рекламировалась, и еврейская диаспора на нее откликнулась. «Еврейская газета»
(№ 38, 2001, с. 5) живо на этот вывод прореагировала, назвав солженицынский
маразм мысли последствиями «магии еврейских мифов». И выдвинула свою версию,
сославшись на фальшивку, состряпанную век назад от имени русского писателя Н.
Лескова. Согласно ей, есть две причины того, что евреи не занимаются
крестьянским трудом: они за тысячелетия отвыкли от такого труда, во-первых,
страх еврейских погромов не давал им прочно оседать на земле, во-вторых – при
бегстве от погромов землю с собой не возьмешь. Наивность подобных объяснений
требует исследовать этот вопрос подробнее, поскольку без него трудно понять
мотивы действий сионистов.
Числа и факты
Итак, идея создания еврейского государства с середины XIX в. щедро
финансировалась еврейскими магнатами. И уже с тех времен евреи с энтузиазмом
брали деньги на переселение в Палестину, но с этими деньгами сматывались в
другие страны, действительно поясняя, что они за тысячи лет гонений отвыкли от
сельскохозяйственного труда. Поэтому наивные сионисты первую
сельскохозяйственную школу для обучения евреев крестьянским премудростям
|
|