|
который оставался у нас еще некоторое время и после войны. Это привело к
появлению в самой Перми сильной балетной школы, откуда даже Большой театр до
сих пор пополняет свой состав талантливыми балеринами и танцовщиками.
22
До войны отец часто возил меня из Подлипок в Москву в театры. Водились у
нас дома и книги. В Таганроге же в годы оккупации было не до искусства, да и
возможности приобщения к нему в тех условиях не было. В Перми все было для меня
новым и интересным. Я часто бывал на спектаклях и в кино, занимался в школьном
драматическим кружке. Помню даже, что мы выступали во Дворце культуры и я, как
мне казалось, удачно сыграл роль молодого фронтовика, потерявшего боевых друзей
и поклявшегося продолжить их дело в борьбе за интересы Отечества.
Начиная с 1947 года все больше моей энергии и свободного времени поглощала
комсомольская работа. До этого, мало кого зная в Перми, я искал отдушину в
школьных занятиях. Теперь очень серьезно стал участвовать в комсомольских делах.
Известно, что на Западе комсомол пытались опорочить как некую «школу по
промывке мозгов» да и у нас после распада СССР ему немало досталось, но нам в
послевоенные годы такое и в голову не могло прийти. Для молодых людей,
стремящихся к общению, вполне естественно вступать в молодежную организацию.
Никакого нажима мы не ощущали — ни идеологического, ни какого-либо иного. Мы
сами управляли своими организациями, добровольно выходили на поля, чтобы помочь
вовремя собрать урожай, устраивали интересные вечера. Никто не заставлял нас
любить поэтов-патриотов Константина Симонова и Александра Твардовского. Мы с
восторгом набрасывались на их стихи. Еще в годы войны стихи этих и других
поэтов давали советским людям духовную пищу, отвечали их нравственным
ориентирам. И в период трудного послевоенного восстановления страны они
помогали молодежи поддерживать веру в будущее и энтузиазм. Такие стихи, как,
например, «Я погиб подо Ржевом» А. Твардовского, не могли не запасть в душу.
Они позволяли чувствовать связь поколений и ответственность тех, кто остался в
живых, перед светлой памятью погибших. Кстати, впоследствии я слышал, что
Симонов в своем завещании просил развеять его прах над полем брани под
Могилевом, где погибли тысячи русских солдат.
Социалистические идеи органично вписывались в наши представления. Мы были
убеждены в том, что социализму свойственны принципы общественного устройства,
которые могут обеспечить справедливость. Это мы впитали с молоком матери, и у
каждого имелись свои простые и касающиеся его лично подтверждения. Для меня это
выражалось, во-первых, в том, что я мог учиться, в то время как мои родители
такой возможности не имели. То, что паренек из провинциальной рабочей семьи мог
добиться того же, что и Профессорский сын в столице, разве это не символ
действительно справедливого общества? Во-вторых, нельзя недооценивать значение
победы рабоче-крестьянского государства над величайшим злом XX века — фашизмом.
23
Никто не смог бы убедить нас, что вторую мировую войну, как это иногда
утверждалось на Западе, выиграли американцы. То, что союзники воевали против
фашизма вместе с нашей страной, да! То, что в конце концов американцы открыли
второй фронт и помогали нам поставками, да! Но основное бремя войны пало именно
на Советский Союз, мы понесли наибольшие потери и ответили смертельным ударом
противнику. Советскую землю, землю наших предков, немцы хотели превратить в
выжженную пустыню. И наконец, советский солдат водрузил Знамя Победы над
рейхстагом в Берлине. Мы чувствовали себя наследниками этого солдата. В
комсомоле работать было чрезвычайно увлекательно. Меня избрали секретарем
школьного комитета, а в 1948 году — членом районного комитета ВЛКСМ. Это было
довольно неожиданно для школьника, ведь в районе проживало около 100 тысяч
человек. Позже я стал членом горкома, избирался делегатом областной
комсомольской конференции.
При всем этом я не должен был забывать об учебе в школе, которая близилась
к завершению. К удивлению, времени хватало на все. Учеба шла легко, я даже стал
кандидатом на получение золотой медали. К сожалению, бюрократическая практика,
согласно которой на каждую школу выделялось не более одной медали, помешала мне
ее получить. Как я потом узнал, меня подвело одно слово в сочинении. Вместо
«Советский Союз — страж мира» я написал «стражник мира». Кому-то в
экзаменационной комиссии это показалось неслучайным, содержащим подозрительный
намек.
Досадно, но что ж. Отметки в аттестате были хорошими, и пора было подумать
о будущем. Секретарь райкома комсомола сделал мне предложение: пойти на работу
инструктором райкома комсомола сроком на один год, а после этого поехать на
учебу в Высшую комсомольскую школу в Москву для продолжения образования.
Сияя от радости, я побежал домой и рассказал о полученном предложении отцу.
«Предложение почетное и лестное, спору нет, — сказал отец. — И все же не
спеши, подумай еще, чего тебе самому действительно больше хочется». Какой-либо
определенности относительно будущей профессии у меня не было. Я пошел в киоск,
купил справочник для поступающих в вузы и стал его перелистывать. Там было все
об условиях Приема в университеты и институты, программах обучения, сроках
экзаменов и учебы, приобретаемых специальностях и т.д. В справочнике я впервые
наткнулся на название МГИМО — Московский государственный институт международных
отношений, — которое меня заинтриговало.
Я начал колебаться между работой в комсомоле и поступлением в МГИМО,
который все больше меня интересовал, но о котором я практически ничего не знал
и не мог оценить свои шансы на успех.
24
Еще раз обращаюсь за советом к отцу. «Комсомол от тебя никуда не уйдет, —
|
|