|
Современный читатель много наслышан относительно того, что советские или
русские граждане по тем или иным причинам предпочитают поменять местожительство
и переселиться в другие страны. Если верить газетам и мемуарной литеатуре, то
иммиграционные потоки шли всегда в одном направлении: на Запад.
Это верно в смысле слова «потоки» и не верно в смысле «на Запад». Потому
что на восток тоже текли, если не потоки, то струйки, и желающих попасть к нам,
в первую в мире страну рабочих и крестьян, тоже было достаточно, особенно в
период, предшествующий разоблачениям издержек сталинизма.
В период «зрелого социализма» также находились люди, которые в основном
по патриотическим или идейным соображениям обращались в наши консульские
учреждения за границей и подавали ходатайства о въезде в СССР на постоянное
жительство. Мои наблюдения по отношению к этой категории лиц сводятся к тому,
что таких желающих было бы значительно больше, если бы в качестве непременного
условия для постоянного проживания иностранца в Союзе не выставлялось
требование о приеме в советское гражданство. Иначе говоря, нашей правовой и
политической системой не предусматриваюсь юридическая процедура приема
иностранцев в страну.
Хочешь жить в Советском Союзе? Отказывайся от своего гражданства
(подданства), принимай гражданство СССР, вот тогда, может быть, мы тебя и
пустим в страну. На практике получалось, что наличие у лица советского
гражданства не гарантировало автоматического допуска в страну этого гражданства
в качестве постоянного жителя. Причем это касалось и иностранцев, и коренных
жителей Советского Союза, проживших длительное время за границей с «молоткастым
и серпастым» документом на руках. Советский гражданин, выехавший на постоянное
жительство за границу, не мог вернуться обратно на свою родину, не получив на
это предварительного разрешения ОВИРа.
Шведского или советского гражданства у М. нет. У нее вообще лицо без
гражданства.
Между тем при умной и болееменее гибкой иммиграционной политике (которой
у нас до сих пор нет) можно бы было извлекать большую пользу для государства.
Вспоминаю, что в ходе консульского приема довольно часто ко мне
обращались посетители с вопросами: «А можно поехать поработать в Советский
Союз?», «Хочу въехать в Советский Союз на постоянное жительство. Что для этого
требуется?», «Хочу вернуться в Советский Союз, но я давно уже не продлевал
советского паспорта», «Как получить советское гражданство?» и т. п. При наличии
на Западе хронической безработицы контингент таких посетителей был довольно
стабильным, но, получив от меня соответствующие разъяснения, часть их
отсеивались и больше не появлялись.
Среди них были люди с серьезными намерениями. О двух таких
небезынтересных, на мой взгляд, случаях хочу рассказать в данной главе.
С Кларой Давидовной и Михаилом Александровичем я познакомился на одном из
приемов, устроенном нашим культурным атташе Алексеем Трескиным. На приеме
присутствовали в основном активисты общества дружбы «Швеция—СССР».
Михаилу Александровичу было уже под восемьдесят, а может быть, и
восемьдесят с хвостиком, а его жена Клара Давидовна была на лет
тринадцать—пятнадцать моложе его. За плечами у обоих супругов была непростая,
наполненная тревогой и постоянными переживаниями за свое будущее жизнь.
Михаил Александрович был юношей, когда в России началась Гражданская
война. Члены его семьи, проживавшей в Сибири, частью погибли, а частью были
рассеяны в перипетиях краснобелого противостояния, так что к концу войны он
один из всех оказался в «обозе» отступающих на восток колчаковских войск. Когда
на Дальний Восток пришла советская власть, он вместе с американскими
интервентами ушел в Америку и поселился в Калифорнии.
Во время Второй мировой войны у него, как и у многих русских эмигрантов,
с новой силой всколыхнулись патриотические чувства к своей родине, и он
принимал активное участие в сборах средств в пользу Советского Союза, которые
повсеместно тогда проходили по США. А потом вступил и в компартию. К этому
времени он переехал в НьюЙорк и познакомился там с молодой девушкой, также
активисткой компартии и тоже с российскими корнями: она родилась в Америке, но
родители ее эмигрировали в США из России задолго до революции, спасаясь от
еврейских погромов, организованных черносотенцами.
Клара и Михаил полюбили друг друга и решили пожениться. Счастливую
семейную жизнь нарушили антикоммунистические процессы, инициированные
небезызвестным сенатором Маккарти. Маккартизм заставил их вновь искать счастья
в других странах — на этот раз их новой родиной стала Швеция.
В начале 50х годов они прибыли в Швецию и обосновались в пригороде
Стокгольма. Швеция приняла их гостеприимно, и лет двадцать они жили без всяких
проблем, не скрывая своих политических взглядов и не опасаясь за свою старость,
которая была обеспечена как американской, так и шведской пенсией. Когда я с
ними познакомился в конце 70х годов, Клара Давидовна еще подрабатывала
выступлениями в оркестре Королевского шведского театра в качестве скрипачки.
Все было бы хорошо, если бы не… их дочь Мария. Они родили ее в достаточно
преклонном возрасте и души не чаяли на закате лет в своем единственном ребенке.
Мария обучалась на четвертом курсе исторического факультета Стокгольмского
университета, была членом молодежной организации промосковской компартии Швеции,
принимала активное участие в деятельности общества дружбы с Советским Союзом.
Мы разговорились с Михаилом Александровичем, и он поведал мне о том, что
их Маша «спит и видит» себя в Советском Союзе, мечтает переехать туда насовсем
и упрашивает родителей уехать из Швеции.
— По существу дела мы согласны с ней, — вздыхал Михаил Александрович, —
|
|