|
называемых "морд", или сплетенных из ивовых прутьев вершей для ловли рыбы. И
почти каждый вечер ходил отец после работы на недалеко протекавшую бурную,
студеную речку забирать улов. Иногда приносил "мелочь", а в период нерестового
хода лососевых - и красную рыбу: горбушу, кету или кижуча,
некоторые экземпляры которых достигали 6-8 килограммов (в этом случае
появлялась у нас и красная икра). И все это и варилось, и жарилось, и
засаливалось, и сушилось. А в общем - все шло к столу...
Семья наша не была набожной. Отец, по-моему, всегда был откровенным атеистом,
хотя поддерживал, скорее, не религиозные, а обрядовые праздники. Мама тоже к
этим праздникам относилась с почтением, но тем не менее у нас никогда
по-настоящему не соблюдали ни малых, ни "великих" постов. Зато на масленицу
пекли огромное количество блинов, на пасху - красили яйца. А когда в 30-е годы
открыли магазины со странным названием "Торгсин", в которых скупали у населения
золотые, серебряные изделия и всякого рода украшения из драгоценных камней в
обмен на белую муку-крупчатку, сахар и прочий дефицит, то мама в первую очередь
снесла туда золотые нательные кресты и только после этого другие, невесть какие
богатые украшения, оставив себе все-таки любимые золотые малюсенькие серьги. А
в годы моей активной атеистической "деятельности" в так называемом СВБ (Союз
воинствующих безбожников) мы, ребятишки, с особенным усердием и упоением
ставили для взрослых массу "безбожных" спектаклей. Вот тогда по моей просьбе
мама без особого сопротивления (и с одобрения отца) сняла из "красного" угла
висевшую там большую икону Божией Матери и отдала ее моей бабушке.
В нашей семье всего родились семь детей, но трое умерли еще в раннем детстве
(что по тому времени не являлось редкостью), и до начала войны нас дожило
четверо: два моих старших брата, моя младшая сестра и я.
Пытался я несколько раз составить генеалогическое древо нашего рода, но отец
мой никогда не посвящал нас в свою родословную, и дальше своего деда Данилы и
бабушки Кати по материнской линии я так ничего и не узнал. Да в те годы как-то
и не принято было искать свои корни: мало ли что "раскопаешь". А вот по боковым
ветвям мне хорошо были знакомы другие дети и внуки Карелиных, жившие недалеко
от нас. Это брат мамы,
Петр Данилович, тоже дорожный мастер, коммунист, угодивший в 1937 году
совершенно неожиданно под репрессивный каток и бесследно исчезнувший где-то на
бескрайних просторах Крайнего Севера. Остались у него больная жена и пятеро
детей, которым удалось выучиться, пережить войну; многие из них живы и теперь.
Должен честно сказать, что тогдашние аресты и поиски "врагов народа" заражали
многих, в том числе и нас, младших школьников (помню, например, как мы, ученики
2-3-го класса по подсказке некоторых учителей искали на обложках своих школьных
тетрадей в васнецовских стилизованных рисунках по былинной тематике якобы
замаскированные надписи, наподобие "Долой ВКП(б)", и если не находили, то
значит, "плохо искали"). А вот внезапные аресты наших близких, за кем никто из
окружения никаких преступлений не видел, мы воспринимали как досадные ошибки
при таком масштабном деле разоблачения вредителей и вообще всяческих врагов
народа (тогда широко пропагандировалась известная пословица "лес рубят - щепки
летят").
Но что удивительно: наряду с этой широкой кампанией поиска "врагов" происходило
мощное воздействие на умы (и не только молодежи), воспитывавшее любовь к нашему
строю и идеалам коммунизма. Достаточно вспомнить только фильмы и патриотические
песни того времени. И это необычайно обостряло и то чувство любви к родине, и
то сознание высокого патриотизма, с которыми мы вступили в священную войну
против гитлеровской фашистской Германии.
Репрессии тех лет кроме упомянутого мною моего дяди не затронули, к счастью,
других родственников. Так, мамина младшая сестра Клавдия Даниловна (1915 года
рождения), несмотря на репрессированного брата, работала телеграфисткой на
узловой железнодорожной станции, по тому времени - на весьма ответственной
должности. Замуж она вышла за инженера Баранова Василия Алексеевича, с первых
дней войны ушедшего на фронт, а после войны ставшего офицером КГБ. Работал он в
этой ипостаси все послевоенные годы в Риге и умер в 1970 году. Их сын, мой
двоюродный брат Станислав, 1938 года рождения, добровольно поступивший в
погранвойска и окончивший в свое время Военное училище погранвойск, из-за
преследований и угрозы репрессий уже со стороны латышских властей, поскольку
попал в черный список "красных ведьм", был вынужден покинуть Латвию в 1991 г.
Как я уже говорил, у меня было два брата. На старшего из них, Ивана (1918 года
рождения), я был так похож внешне, что нас часто путали даже знакомые. Так вот,
Иван отличался разносторонними способностями: прекрасно играл на самых разных
музыкальных инструментах, удивлял всех талантом рисовальщика, считался
одаренным в математике (его учитель иногда за оригинальные решения задач
выставлял ему вместо "пятерки" "шестерку"). Кстати, сразу же по окончании 10
классов он был приглашен на должность учителя математики в нашу поселковую
школу-семилетку. В 1937 году он был призван на военную службу в береговую
охрану Тихоокеанского флота, где успешно выполнял роль учителя в группах
|
|