Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Военные мемуары :: Разведка, Спецслужбы и Спецназ. :: Сэм Ваагенаар - Мата Хари
<<-[Весь Текст]
Страница: из 101
 <<-
 
ойны Маргарета сказала одному из своих 
друзей в Гааге, голландскому художнику Питу ван дер Хему, который потом передал 
мне эту историю: — Я никогда не умела хорошо танцевать. Люди приходили 
посмотреть на мои выступления только потому, что я осмелилась показать себя на 
публике без одежды.

Но Маргарета к этому времени уже хорошо знала, что она красива или, по меньшей 
мере, привлекательна. Опыт показывал, что она нравится мужчинам. Она умела 
демонстрировать свой шарм. Многие танцовщицы начинали с еще меньшего. Она 
довольно хорошо говорила на малайском языке и видела на Яве и Суматре танцы 
аборигенов. Но на этом ее способности исчерпывались. Те сказки, которые она 
рассказывала (а потом вслед за ней повторяли другие) — что она, мол, изучала 
священные танцы в буддистских храмах на Дальнем Востоке — полная чепуха. 
Маргарета была Никто, но она была хитра. Она поставила на карту все — и 
выиграла.

Конечно, та, что позднее назвала себя Мата Хари, не могла не попасть в Париж в 
самый благоприятный момент, чтобы произвести своими танцевальными новациями 
впечатление на тамошнее общество, жаждущее развлечений. Год 1905 был апогеем 
«прекрасной эпохи». Париж жаждал необузданных удовольствий, жизни, полной 
легкомыслия и очарования. Это был Париж, в котором мужья говорили комплименты 
своим затянутым в корсеты женам и в то же время успевали ухаживать за женами 
других мужей. Радость от жизни и благосостояния часто была единственным 
побудительным мотивом, чтобы перемещаться от одного салона к другому, от одной 
удобной и со вкусом обставленной спальни к другой. В таких условиях Маргарета 
расцвела как спелый бутон под солнцем. Она росла, открывала себя миру и 
расцветала. Дебют Маргареты как восточной танцовщицы состоялся в салоне мадам 
Киреевской, певицы, занимавшейся организацией благотворительных вечеров. Она 
сразу же имела успех. Уже 4 февраля 1905 года английский еженедельник «Кинг» 
опубликовал о ней восторженную статью. автор утверждал, что «собрал слухи о 
женщине с Дальнего Востока, приехавшей в драгоценностях и духах в Европу, чтобы 
внести струю богатства восточных красок и восточной жизни в пресыщенное 
общество европейских городов». Те же слухи сообщали о сценических 
представлениях, на которых «покрывала поднимаются и падают». Репортер считал, 
что представление вроде этого в частном салоне было в самом крайнем случае 
«лишь с дымкой непристойности».

После дальнейших представлений в других парижских салонах Маргарета в начале 
февраля танцевала на 45-м празднике «Dineur de Faveur» (Общества 
благотворительных обедов). Тогда ее имя впервые было написано как Леди МакЛеод. 
Мата Хари еще не родилась. Но газета «Курье Франсэз» уже успела высказать 
предположение, что «эта неизвестная танцовщица из далеких стран — необычная 
личность. Когда она не движется, она завораживает, а когда танцует — ее 
обволакивает еще большая таинственность».

На представлении у мадам Киреевской один из посетителей особенно 
заинтересовался Маргаретой. Месье Эмиль Гиме. Он был промышленником и 
знаменитым коллекционером. Чтобы разместить свою частную коллекцию, он построил 
музей восточного искусства на площади Иены в Париже. Он считался экспертом по 
восточным культурам. Но был ли он им на самом деле? Во всяком случае, одно 
несомненно — и он сам и его директор, месье Миллуэ, были совершенно очарованы 
голландской танцовщицей. Месье Гиме тут же взбрела в голову идея пригласить 
своих друзей на особое представление ее по-настоящему восточного жанра 
искусства. И снова случай изменил жизнь Маргареты.

Но разве мог месье Гиме представить своей публике восточную танцовщицу с 
совершенно невосточным именем Маргарета Гертруда Зелле? Даже во французском 
произношении это имя звучало несколько сомнительно. А леди МакЛеод? Тут тоже 
никто бы не поверил. Нужно было подобрать новое имя. После долгого обсуждения 
обоих имя Маргареты Зелле исчезло в забвении, а на сцене появилась Мата Хари.

Тем не менее, и «Мата Хари» было странным именем для танцовщицы из Индии, 
откуда она прибыла — по мнению месье Гиме. Во всяком случае, владелец музея 
восточного искусства далеко не был тем знатоком, каковым считался. Он 
предпринял как-то путешествие в Японию и привез оттуда первые в Европе и 
вызвавшие большой интерес гравюры. Он был в Египте и нескольких странах на 
Среднем Востоке, откуда вернулся с интересной коллекцией. Но восточные языки он 
не знал. Иначе он догадался бы, что имя Мата Хари происходит не из хинди, а из 
малайского языка. Но в Париже все равно не было человека, который знал бы это 
лучше или кого этот факт заинтересовал бы. Индия — Голландская Восточная Индия 
— не одно ли и то же? И то, и другое было где-то далеко на Востоке. Мата Хари 
самой было все равно. Как по ней, то она могла бы стать и индуской, и сиамкой, 
и китаянкой и лаосской, лишь бы звучало «по-восточному». Мата Хари — звучит так 
таинственно. А в данных обстоятельствах только это и имело значение. Но она 
сама наверняка знала, что «мата» означает «глаз», а «хари» — «день», то есть на 
самом обычном разговорном малайском языке «Мата Хари» означает «Око дня», а 
проще — «солнце».

Но имя подошло наилучшим образом. 13 марта 1905 года стал поворотным днем в 
жизни Маргареты. До приезда в Париж она лишь один раз была на сцене. В клубном 
спектакле в Маланге на Яве она сыграла королеву в музыкальной постан
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 101
 <<-