|
литики сегодняшнего дня, выше амбиций и обид.
Но, возражаю я сам себе, видимо, о благе народа, Отечества пекутся и те, кто
сейчас в перерывах между зарубежными поездками за чужой счет яростно топчет
наше прошлое и настоящее, пытается тащить нас в будущее шведского ли,
швейцарского или израильского образца? Разве они не патриоты? Спор на эту тему
мог бы тянуться бесконечно. Ясно одно: единое, мощное, сплоченное государство
на огромных европейских пространствах не будет оставлено в покое ни Западом, ни
Востоком. Причина не в том, что оно угрожает чьей-то безопасности. До тех пор,
пока оно существует в таком качестве, в мире невозможна монополия власти -
военной, политической или экономической, невозможно господство никакой коалиции.
Возможно ли, что мир изменился, нам никто не угрожает, Запад собирается не
грабить, а помочь России? Но для этого надо всего лишь цивилизоваться по
западному образцу. Может быть, и возможно, но заплатить за это надо тем, чтобы
позволить Западу упорядочить нашу неустроенную жизнь. А что, если, в отличие от
стреляного воробья, мы вновь и вновь даем провести себя на мякине?
Десятилетиями мы следили за маневрами внешних сил, противников и партнеров,
выявляли их тайные замыслы, подсказывали направления ответных ходов, вступали в
острейшие схватки, несли потери. И всегда, в самых тяжелых обстоятельствах
присутствовала мысль - за нами Отечество, мощное, неколебимое государство, за
нами великий народ. Мы даже верили словам "бастион мира и прогресса", а иногда
"...мира и социализма". Противник не осмелился брать бастионы штурмом. Он
добивается своего измором и изменой.
Борьба за Отечество продолжается на новых рубежах. Они неизмеримо ближе к
сердцу России. Доля вины за все происходящее лежит и на нас. Так нужно ли
сегодня наше дело? Нужно. Необходимо.
МАРЬИНА РОЩА
Когда-то стоял в 14-м проезде Марьиной рощи двухэтажный деревянный домишко под
номером 15. Окружали его такие же серенькие домики с подслеповатыми окошками,
дырявыми крышами, "удобствами" во дворе. Весной и осенью Марьина роща утопала в
грязи, летом страдала от пыли и мух. Те деревья, которые когда-то росли во
дворах, исчезли вместе с заборами в начале войны - топить было нечем. И,
пожалуй, не существовало в Москве места, которому так не подходило бы название
- роща.
Тесно и скудно жили марьинорощинские обитатели - сапожники-кустари, извозчики,
скорняки, рабочие небольших окрестных заводов и мастерских. В каждой квартирке
жило по две-три семьи, по семье на комнату, и все пользовались одной кухней,
где с трудом помещались кухонные столы. От неимоверной тесноты люди часто
ссорились и в то же время охотно помогали друг другу, принимали близко к сердцу
чужие горести, хорошо знали всех до единого жителей и своего и окрестных
проездов. Были там семьи, искони имевшие репутацию непутевых - пьяницы,
бездельники, мелкие воришки. В большинстве же населяли Марьину рощу трудовые,
не шибко грамотные, но очень неглупые, простые и порядочные люди - русские,
татары, мордва, евреи.
Дом, в котором я родился и прожил двадцать восемь лет, строили еще до
революции. Поселилась там семья Лаврентьевых - дедушка Михаил Андреевич,
бабушка Евдокия Петровна, их семеро детей. Семья прожила в этом доме до 1969
года. Конечно, семья изменилась - умирали старшие, появлялись младенцы,
отселялись дядья и тетки, погиб на войне мой дядя Евгений Лаврентьев (было ему
в ту пору немногим более семнадцати лет). Центром семьи была моя бабушка
Евдокия Петровна.
Бабушка (она умерла в 1974 году восьмидесяти восьми лет от роду) рассказывала,
что приехала в Москву со своим мужем Михаилом Андреевичем в 1903 году из
подмосковной деревни Гари, Дмитровского района. Были дед и бабушка мастеровыми
людьми, сапожниками, и нанялись в Москве, в Дорогомилове, на работу к хозяину.
Обжились в Москве, скопили деньги - оба были работящими и хозяйственными - и
переехали в Марьину рощу, где и обосновались надолго.
Дед мой Михаил Андреевич умер до моего рождения. Знаю по рассказам, что в
1904-1905 годах он участвовал рядовым солдатом в войне с Японией, вернулся
революционно настроенным и всячески ругал царя Николашку. Воевал он и в
империалистическую войну. Революционером в сегодняшнем понимании этого слова он,
конечно, не был и бунтовать не бунтовал, но к власти относился очень
критически. Дед открыл маленькую сапожную мастерскую, где работали он сам да
бабушка, и так и остался до конца своих дней в разряде кустарей-одиночек. Была
такая промежуточная социальная прослойка, не очень в СССР уважаемая, но и не
очень хулимая. Бабушка же продолжала заниматься башмачным ремеслом (была она
"заготовщицей", то есть делала сапожные и башмачные верха) до старости.
Был у бабушки в тринадцатиметровой комнате, казавшейся тогда нам очень
просторной, рабочий уголок - стояла там швейная машинка "Зингер", а на ней были
разложены всякие привлекательные для мальчишек предметы: острые сапожные ножи,
молоток, мрамор, на котором срезались края кожаных заготовок, кусок свинца для
просечки в этих заготовках дырок. Удержаться от соблазна со всем этим поиграть
было трудно, и то и дело раздавался горестный бабушкин голос - опять кто-то
чинил карандаш сапожным ножом, или забивал гвозди сапожным молотком, или крутил
и разладил машину. Тесно было, ребятишек много, и отгородиться или закрыться от
них было совершенно невозможно.
Жили мы, несколько родственных семей, в разных комнатах, но все всегда
тянулись к бабе Дуне. Ее ремесло и доброта здорово выручали нас во время войны.
Очень туго приходилось моей маме Прасковье Михайловне, которая осталась с двумя
ребятишками да ничтожной зарплатой, и если бы не бабушка Дуня, то, кто его
знает, остались бы мы живы. Ведь поголодать и поесть картофельных очисток
пришло
|
|