|
разгорается.
Его раздувает Индия. Восточнобенгальские сепаратисты пользуются ее материальной
и неограниченной моральной поддержкой. Индийская печать развертывает
ожесточенную антипакистанскую кампанию. Не проходит дня, чтобы не публиковались
душераздирающие сообщения о зверствах пакистанской военщины против мирного
бенгальского населения. Пакистанское руководство обвиняется в геноциде.
Одновременно распространяются, как правило, со ссылками на надежные источники,
слухи о том, что Пакистан готовится нанести удар по Индии на западной границе,
в Кашмире и Пенджабе, с тем чтобы отвлечь внимание от событий в Восточной
Бенгалии.
Индийцы готовятся к войне. Их беспокоит возможная позиция США и Китая, они не
вполне уверены, что получат достаточную поддержку со стороны Советского Союза.
Обработку советских представителей - от посла Н. М. Пегова до членов
многочисленных советских делегаций - индийцы ведут настойчиво и изобретательно,
умело используя наши слабые места - традиционный страх перед усилением
американского влияния в этом регионе и состояние конфронтации с Китаем. Идет
хитроумная политическая, дипломатическая и пропагандистская игра.
Советская сторона занимает взвешенную солидную позицию. Не скрывая своих
симпатий к освободительному движению в Бенгалии, к миролюбивой политике Индии
(Индия предстает потенциальной жертвой возможной агрессии), осуждая Пакистан,
мы обещаем сделать все возможное для предотвращения конфликта.
Одновременно, однако, индийцы обращаются с просьбой о срочных поставках
некоторых видов оружия из Советского Союза. Наш государственный механизм в
экстренных случаях мог действовать весьма эффективно, и эта просьба
удовлетворяется с невиданной быстротой. 9 августа 1971 года по инициативе
индийской стороны подписывается советско-индийский договор о дружбе и
сотрудничестве.
Переговоры и консультации продолжаются, призывы к миру, предотвращению
братоубийственной войны (слово "братоубийственный" нравилось и политикам, и
журналистам - редкое публичное выступление обходилось без него) нарастают.
Многим казалось, что еще небольшое усилие - и конфликт не перейдет в
кровопролитную фазу.
У нашей службы таких иллюзий не появлялось. Информация, очищенная от
пропагандистского налета, ясно указывала на неизбежность войны.
В этой предгрозовой атмосфере начиналась моя работа в Индии. Я был направлен
сюда в качестве заместителя резидента. Времени для постепенного вхождения в
дела не было.
События развивались стремительно. Центр ждал информации.
В цивилизованном западном мире многими десятилетиями создавался миф о каком-то
особом миролюбивом, ненасильственном характере индийского общества и его
культуры. "Люди там задумчивы и нежны, а с неба льется золотая пыль", "жрецы в
белоснежных одеждах", ахимса, Махатма Ганди, Рамакришна, мать Тереза, задумчиво
бродящие по улицам Дели и Калькутты священные коровы и дымок благовоний,
курящийся на алтарях храмов, джайны в марлевых повязках, чтобы ненароком не
лишить жизни комара, вдохнув его с воздухом, размышляющие о божественных тайнах
бытия садху и загадочные вечные отшельники в высокогорных пещерах у истоков
Ганга, древние книги на санскрите - вся эта экзотическая, кружащая голову смесь
неотразимо действует на экзальтированного западного обывателя, страдающего от
скучной благоустроенности своей жизни. Действует это и на советского гражданина,
терзаемого всеми видами неустройства и жаждущего душевной и материальной
гармонии.
Миролюбие индийского народа (без различия национальности, веры, местной
традиции, касты) становится общепризнанным штампом. Штамп кочует из брошюры в
брошюру, из статьи в статью, из речи в речь, пробирается в официальные
документы. Хитроумные индийцы умело подпитывают это мнение.
Первое же серьезное соприкосновение с индийской действительностью развеивает
этот миф. Индийцы ничуть не миролюбивее и не воинственнее любого другого народа,
их отвращение к насилию представляет собой интеллигентскую выдумку. Жизнь в
Индии жестока к тем, кого она не милует и в других странах - к неимущим, к
национальным меньшинствам, к чужакам, к слабым вообще.
Не питает отвращения к насилию индийская политика на всех уровнях и во всех
проявлениях. Война для Индии такое же продолжение политики, как и для любого
другого государства. Моральные устои, общечеловеческие ценности, философия
ненасилия, идеи миролюбия и гуманизма и прочий пропагандистский ширпотреб
никогда не фигурировали в реальных политических выкладках индийского
руководства. Трезвый расчет, прагматизм с изрядной долей цинизма, строгий учет
государственных интересов - таков стальной стержень индийской политики,
замаскированный гирляндами цветов, ворохами философских трактатов, фонтанами
высокопарной риторики. Умение индийцев добиваться своих целей не может не
вызывать уважения и даже зависти. За их плечами цивилизация, насчитывающая пять
тысяч лет.
2 декабря 1971 года посол Н. М. Пегов устраивал прием в честь первого
заместителя министра иностранных дел СССР В. В. Кузнецова. Василий Васильевич
прибыл в Дели для того, чтобы вместе с индийцами изыскать возможность
предотвратить надвигающуюся войну с Пакистаном или, как грубовато шутили
советские дипломаты, "удержать мадам Ганди за юбку". В. В. Кузнецов вел
длительные и вежливые беседы с Индирой Ганди, ее советниками, выслушивал
многословные разъяснения резонов, по которым миролюбивая Индия обеспокоена
действиями Пакистана. К тому времени уже был подписан советско-индийский
договор о дружбе и сотрудничестве, и в Индию нескончаемым потоком поступала
советская военная техника.
Прием в посол
|
|