|
такль Белорусской студии — «Царь Максимиллиан» по Ремизову
(1924) — был решён в форме средневековой мистерии с использованием рыцарской
символики. В таком же мистическом духе был поставлен и второй спектакль —
«Апраметная».
Помимо музея Кропоткина, одним из центров кружка стала квартира Леонида и Веры
Никитиных в доме на углу Арбата и Денежного переулка.
— Собрания, происходившие у Никитиных, — рассказывала на следствии пианистка
Покровская, — носили определённо организованный характер… Программа была
следующая. Читали стихи Блока, Бальмонта, Гумилева, рассказывали легенды и
сказки, читали доклады на разные художественные и мистические темы, как-то:
иероглифы в Египте, Врубель и его творчество, портрет и его развитие. С этими
докладами выступал Никитин. Были музыкальные номера и чай. Никитин же водил нас
в музеи — в Щукинский, Кропоткинский, Морозовский, Музей Изящных Искусств. По
прочтении докладов бывал обмен мнений. Жена Поля пела следующих композиторов —
Глиэра, Рахманинова, Чайковского, Римского-Корсакова. Я играла и
аккомпанировала.
Неожиданный арест одного из высших рыцарей, Алексея Солоновича, в апреле
1925-го года приостановил работу кружков, которая возобновилась только осенью.
К этому времени был освобождён из Суздальского лагеря и сам Солонович, что
объясняется, по мнению историка Андрея Никитина, провалом готовящейся
широкомасштабной провокации ОГПУ против анархистов. Провокация задумывалась как
раскрытие терактов против правительства в частности Зиновьева. Вслед за этим
должен был начаться широкий процесс над анархическим движением в целом. Однако
в силу ряда причин провокация не удалась, и внимание ОГПУ переключилось на
троцкистско-зиновьевскую оппозицию, уничтожение которой заняло три года 35.
* * *
После смерти основоположника «Ордена тамплиеров» Аполлона Андреевича Карелина
в марте 1926-го года духовным лидером движения становится Алексей Солонович
преподаватель математики МВТУ имени Баумана. Наиболее крупным и, к сожалению,
не сохранившимся теоретическим трудом Солоновича является его трёхтомное
исследование «Бакунин и культ Иалдобаофа» Иалдобаоф — одно из воплощений Сатаны,
ходившее в машинописном виде по рукам среди членов сообщества. Впоследствии
именно эта работа будет цитироваться в обвинительном заключении как главное
доказательство вины тамплиеров перед советской властью.
Посмотрим что же выбрал помощник начальника 1-го отделения СО ОГПУ Кирре из
пухлого машинописного труда для того чтобы изобличить руководителя «Ордена
света».
«Принцип власти привит человечеству как болезнь, подобная сифилису. От
властолюбия надо лечиться, а с его безумством беспощадно бороться, ибо по
следам Иальдобаофа ползут лярвы и бесовская грязь пакостит души людей и их
жизни… Среди наиболее мощных фанатиков власти, для которых цель оправдывает
средства, мы найдём Ивана IV, Филиппа II, Лойолу, Торквемаду, Ленина, Маркса и
др. Все они были под непосредственным руководством ангелов Иальдобаофа в той
или другой форме или степени» т.II, с.22.
«Благодаря союзу рабочих и крестьян с интеллигенцией русская революция
победила в октябре. А затем большевики вогнали клин государства между рабочими
и крестьянами, разъединили город и деревню, благодаря мероприятиям эпохи
военного коммунизма и затем в 20-21 гг. подавили революцию, шедшую глубже…
Последние всплески революции раскатились громами Кронштадтского восстания,
махновщины, крестьянских восстаний и так называемых голодных бунтов… Удушив
революцию, погубив революционные элементы крестьянства, большевики тем самым
подготовили себе прочную и бесславную гибель в объятиях буржуазно-мещанского
элемента и того же крестьянства, а растоптав все элементы общественной
самодеятельности, они отрезали себя и от пролетариата, как массы, как
революционного класса в городах. Они, таким образом, выделили и обособили сами
себя в новый, неслыханно беспощадный и глубоко реакционный отряд иностранных
завоевателей» т.II, с.362.
«Империализм же московских большевиков пока, т.е. в 1927 г., занят внутренней
войной и безнадёжным старанием покорить страну. Однако занятость внутренняя
может искать себе сил и во внешних завоеваниях. Но не нужно забывать
немецко-еврейского происхождения большевизма, остающегося и обречённого всегда
оставаться чуждым совокупности народов СССР» т.III, с.358.
«Человек есть „гроб Господень“ — его надо освободить новыми крестовыми
походами и должно для этого возникнуть новое рыцарство, новые рыцарские ордена
— новая интеллигенция, если хотите, которая положит в основу свою непреоборимую
волю к действительной свободе, равенству и братству всех в человечестве» т.III,
с.10." 34.
Солонович не стал отпираться заявив следователю буквально следующее:
— После Октябрьской революции моя установка по отношению к советской власти
была: принципиально не признал советской власти, как и всякой другой, но
фактически считал невозможным и нецелесообразным вести против неё борьбу, так
как такая борьба могла бы дать только победу буржуазии, ибо такова была общая
ситуация и, в частности, положение самого анархического движения. Однако считал
возможным и необходимым вести пропаганду анархических идей в легальных и
лояльных формах.
Разгром «Ордена тамплиеров» и связанные с этим аресты во многом были
обусловлены борьбой, которую развернули против Солоновича его противники во
главе с видным анархистом Боровым. Стремясь во что бы то ни стало убрать
Солоновича из Кропоткинского музея, Боровой не стеснялся в средствах, выставляя
в печати Солоновича и Кропоткинский комитет как ц
|
|