|
нец, позволил исполнить «Вечерний звон» от начала до
конца без пауз. Затем маэстро попросил повторить песню еще раз.
Каждую фразу, каждое слово песни артисты пели отчетливо, протяжно, какими-то
взволнованно-трепетными, щемящими душу голосами, в которых слышалась глубокая
тоска. Я был потрясен. Столь задушевно, искренне и красиво могли исполнять
песню только артисты, покинувшие Родину и осознавшие, как тягостно им жить без
нее. Такого проникновенного и красивого пения я никогда не слышал.
Закончив пение, Рахманинов и хористы оделись, выпили в баре по чарочке водки и
вышли в темноту промозглого зимнего нью-йоркского вечера.
Рахманинов умер в конце марта 1943 года в Калифорнии. Перед смертью он завещал
похоронить себя в родных местах под Новгородом. Как мне рассказывал генконсул
Киселев, вначале предполагалось, что гроб с прахом композитора будет отправлен
на одном из советских торговых судов из Сан-Франциско во Владивосток и далее до
предполагаемого места захоронения. Однако антисоветские русские эмигранты были
против и уговорили жену композитора Наталью Александровну не делать этого.
Затем некоторое время в кругах русской эмиграции говорили о намерении семьи
похоронить Рахманинова на русском кладбище в Сан-Франциско. Однако жена и
дочери в конце концов приняли решение предать тело земле на кладбище Консико в
маленьком городке Вальхалле недалеко от Нью-Йорка.
Не могу не рассказать еще об одном случае, имеющем некоторое отношение к
русской эмиграции в Нью-Йорке.
На самой фешенебельной улице Нью-Йорка — Пятой авеню, между Пятьдесят девятой
и Шестидесятой улицами, находился небольшой ювелирный магазин «Старая Русь». В
нем продавались изделия из золота, драгоценных камней и фарфора. Это были
большей частью предметы, ранее принадлежавшие царскому двору, богатым князьям,
фабрикантам. Магазин держал некий А. Золотницкий Один квартал отделял магазин
от советского генконсульства, и мы каждый день проходили мимо него. У его
витрины всегда стояло несколько человек.
Через три-четыре месяца после нападения фашистской Германии на Советский Союз
хозяин магазина неожиданно выставил на витрину небольшую картину «Русские
казаки в Берлине, 1814 год», под которой на ватмане черной тушью по-английски
было написано: «Повторится ли история?».
Интересно было наблюдать, как реагировали американцы, рассмотрев картину и
прочитав надпись. В 1941-м и в начале 1942 года большинство прохожих
скептически улыбались, не веря, что такое может произойти. Постепенно витрина
стала привлекать все большее внимание, вызывать горячие дискуссии, особенно в
дни окружения и уничтожения армии Паулюса под Сталинградом. Некоторые открыто
утверждали, что история повторится, только вместо казаков первыми в Берлин
придут советские танкисты.
О картине «Русские казаки в Берлине» газета «Нью-Йорк таймс» поместила
короткую заметку, что привлекало еще больше людей к витрине магазина
Золотницкого.
После победы советских вооруженных сил на Курской дуге летом 1943 года
американцы, останавливавшиеся перед картиной, комментировали: «Теперь все ясно.
История повторяется». Но однажды один прохожий возразил, подчеркнув, что
произойти это сможет лишь в том случае, если союзники откроют второй фронт в
Европе: Советский Союз в одиночку с Гитлером не справится. Раздался дружный
смех. И я помню такую реплику: «Союзникам нужно торопиться, а то русские не
только в Берлин, но и в Париж опять придут».
В последние дни войны, когда каждому стало ясно, что первыми в Берлин войдут
советские войска, прохожие останавливались возле витрины все реже, некоторые с
явным недовольством смотрели на картину, и на их лицах можно было прочесть
сожаление и немой вопрос: «Почему же не американцы первыми войдут в Берлин?»
9 мая 1945 г. Золотницкий убрал картину.
В годы второй мировой войны в США проводилось множество различных митингов,
устраиваемых политическими, профсоюзными, женскими, молодежными и различными
эмигрантскими организациями. Главной целью была моральная и материальная
поддержка военных усилий советского народа. Американцы, не одурманенные
антисоветской пропагандой и сознававшие, что фашизм является врагом всего
человечества, требовали, чтобы США и Англия вели более активные военные
действия против Германии.
Во время митингов обычно происходил сбор пожертвований в фонд помощи Красной
Армии. На важных митингах выступали посол Советского Союза, генеральный консул
или специально приезжавшие из СССР видные общественные деятели. Любили слушать
писателей Илью Эренбурга и Константина Симонова, народного артиста СССР
Соломона Михоэлса, Героев Советского Союза снайперов Людмилу Павлюченко и
Владимира Пчелинцева, секретаря Московского комитета комсомола Николая
Красавченко. Их яркие, страстные речи оказывали влияние на американское
общественное мнение. На таких крупных митингах иногда присутствовали
представители правительства США, а также финансовых магнатов — Рокфеллера,
Дюпонов, Мелонов. Они тоже выступали за необходимость координации действий
союзников, подтверждали готовность помогать СССР. Иногда прямо там, на трибуне,
передавали от имени своих корпораций чеки на суммы пятьдесят — сто тысяч
долларов в фонд помоши Советскому Союзу. Для них это были, в общем-то, мизерные
суммы, ибо война приносила им миллиардные прибыли.
Как правило, все мероприятия, на которых мне пришлось присутствовать,
представляя советское генконсульство, проходили без каких-либо эксцессов.
Запомнились лишь две встречи при не совсем обычных обстоятельствах.
Радиовещательная компания Си-би-эс прислала письмо генконсулу с просьбой
направить советского представителя для программы «Воюющие союзники», в которой
должны были принять участие
|
|