|
енитый
пианист Владимир Горовиц, окончивший киевскую консерваторию, пел выдающийся бас
Поль Робсон, выступали и другие артисты. Запомнилось, что на этих приемах
Гречанинов всегда плакал, и семидесятисемилетнего композитора уводила дочь из
зала приемов и в вестибюле успокаивала отца.
Рахманинов на эти вечера не приходил. О нем я не раз беседовал с русскими
эмигрантами, и в частности с Николаем Малько, который лично знал Сергея
Васильевича с дореволюционных лет по совместным выступлениям в Петрограде и за
границей. Картина складывалась такая: Рахманинов болезненно переживал разрыв с
Родиной и нападение фашистской Германии на Советский Союз. Но по своей природе
он был весьма замкнутым человеком и всегда уходил от разговоров на политические
темы, особенно если они касались Советского Союза. Малько высказывал мысль, что,
возможно, Рахманинов не заявлял открыто о своих патриотических чувствах еще
потому, что ведущие музыкальные деятели СССР забыли его, ни разу не пытались
установить с ним контакт, а тем более пригласить в Россию.
В связи с этим интересна история самого Малько. В 1928 году он выехал в
заграничную командировку для пропаганды советской музыки. Перед отъездом его
принимал нарком просвещения А. В. Луначарский. Находясь за границей, дирижер
оставался гражданином СССР и регулярно продлевал свой советский паспорт. Первые
пять лет Малько направлял в Москву отчеты о своей деятельности по пропаганде
советской музыки. Однако никаких ответов или замечаний оттуда не получал.
— Когда в 30-х годах начались политические процессы в Москве, — рассказывал
Малько, — я посчитал, что советская музыкальная элита, видимо, не захотела
поддерживать со мной переписку. Это огорчало меня, но я продолжал оставаться
советским гражданином и сейчас, как видите, часто прихожу в консульство…
Рассказывая о Рахманинове, Малько подчеркивал, что ему понятно чувство обиды,
которое возникло у великого композитора. Именно она, эта обида, обостренная
природной замкнутостью и нерешительностью, не позволила Рахманинову открыто
выступить с заявлением в поддержку Советского Союза.
Советский гражданин, эстонский пианист Владимир Падва, пришедший в консульство
осенью 1941 года, чтобы продлить свой совзагранвид и внести пожертвования в
фонд помощи Красной Армии, сообщил мне, что 1 ноября Рахманинов дает концерт в
знаменитом зале Карнеги-холле. Падва рекомендовал побывать на концерте и
послушать игру великого маэстро. Я последовал доброму совету.
Все места в зале были заняты. На концерт пришли в большинстве своем люди
состоятельные. В первом отделении Рахманинов исполнял произведения Моцарта,
Бетховена, Шумана и Баха. Во втором маэстро играл свои вещи. Запомнилось
появление Рахманинова на сцене. Выйдя из-за кулис, он направился к роялю
большими, размеренными шагами. Зал встретил его аплодисментами. Подойдя к
инструменту, он повернулся лицом к публике, поклонился и, откинув фалды фрака,
сел на стул. Расслабленно опустил длинные руки, которые свисали чуть ли не до
пола. Закрыв глаза и наклонив голову, замер на несколько секунд, затем, словно
очнувшись, начал играть.
На сцене Рахманинов все делал неторопливо, как бы машинально, не проявляя
никаких эмоций и признаков того, что он замечает присутствующих в зале. Он
играл без нот, легко, слегка раскачиваясь туловищем взад и вперед. После
окончания каждой пьесы раздавались бурные аплодисменты. Отвечая на них,
Рахманинов поднимался со стула, поворачивался к залу, клал ладонь левой руки на
крышку инструмента и движением одной лишь головы благодарил публику.
Я сидел в третьем ряду и внимательно рассматривал великого пианиста. Лицо его
было продолговатое, землистого цвета, выражавшее усталость и суровость; нос
большой, глаза впалые, тусклые, волосы с проседью, коротко подстрижены.
Чувствовалось, что он то ли сильно устал, то ли болен, то ли чем-то расстроен.
Я испытывал сочувствие и жалость, глядя на изможденного великого артиста. И
догадывался, почему у маэстро в тот вечер не было вдохновения и творческого
горения, почему у него было унылое, тягостное настроение. Это объяснялось,
по-моему, длительной, изводящей его тоской по Родине, которая в то время
терпела тяжкие поражения в войне против фашистских захватчиков.
Через два или три месяца волею судьбы я еще раз оказался свидетелем на этот
раз необычного музыкального выступления Рахманинова.
С малых лет, приученный дедом, я каждую неделю ходил в баню попариться. Делал
это иногда и в Нью-Йорке. Однажды пошел в русские бани на углу Второй улицы и
Второй авеню. Войдя в большой предбанник, неожиданно услышал стройное хоровое
пение на русском языке. Я разделся на лежаке, указанном мне банщиком, и стал
оглядывать помещение и находившихся там людей. В предбаннике стояло лежаков
тридцать, на многих из них сидели завернувшиеся в простыни пожилые мужчины. Они
слаженно, профессионально пели русские и украинские песни. На крайнем лежаке ко
мне спиной сидел старик и аккомпанировал певцам на гитаре.
Я подошел к стойке бара, заказал стакан пива и поинтересовался у бармена, что
это за люди.
— Как, вы их не знаете? — удивленно спросил тот. — Это же всемирно известный
хор донских казаков во главе с его руководителем Сергеем Жаровым.
И указал мне на небольшого роста мужчину, сидевшего рядом с гитаристом. Только
тут я разглядел, что гитаристом был Сергей Васильевич. Затем бармен сообщил,
что хористы частенько наведываются в баню и, когда есть настроение, поют.
Изредка сюда приходит Рахманинов, и тогда хор поет под его руководством.
Казаки исполнили несколько песен. Потом хористы затянули песню «Вечерний звон».
И тут Рахманинов, до того тихо подыгрывавший на гитаре, преобразился. Он
несколько раз останавливал певцов, энергично и властно указывал, какие места
надо петь медленнее, какие быстрее, какие тише, какие громче, требовал
выдерживать паузы, соблюдать темп.
Рахманинов встал, отложил в сторону гитару и стал дирижировать. Видно было,
что маэстро во власти вдохновения. Несколько минут он терзал хор своими
замечаниями, пока, нак
|
|