|
и муж ее приехали из Берлина в столицу, она часто бывала там и на
вечерах встречалась с ним. Что именно он переводил, она не знала; о том, что он
был критик, что у него были книги, она тоже не слыхала. Но она помнила его
хорошо, его огромную неуклюжую фигуру, руки до колен, черные космы волос,
падавшие на лицо, и огромный, Сирано-образный нос. Ей кто-то сказал, что он
ищет переводчиков с английского на русский для нового издательства,
организованного Горьким, для переводов романов Голсуорси и сказок Уайльда. Она
решила пойти к нему и попросить работы.
Она никогда не переводила на русский язык, она позже переводила на английский
(с русского и французского), но русский язык ее был недостаточен: она не только
не знала его идиоматически, но она как будто бы даже щеголяла этим своим
незнанием (и чуть манерным произношением некоторых русских слов, так
впоследствии поразившим Ольгу Ивинскую: когда Мура в 1960 году приехала в
Переделкино, Ивинская приняла ее за иностранку). «Я называю лопату – лопатой, –
говорила Мура. – Эта интересная фильма [28] – эта фильма бежит уже третий
месяц в этом театре». И все кругом смеялись и говорили, что жизнь подражает
литературе и Мура – Бетси Тверской.
Чуковский обошелся с Мурой ласково. Он не дал ей переводов, но дал кое-какую
конторскую работу. В это время она была очень худа, глаза ее увеличились, скулы
обтянулись, зубы она не лечила: не было денег, нечем было их чистить, и не было
зубных врачей, потому что не было ни инструментов, ни лекарств. Она проработала
у Чуковского несколько недель, он достал ей продовольственную карточку третьей
категории, и она прописалась под своей девичьей фамилией, получив личное
удостоверение, заменявшее в эти годы паспорт. Настало лето, и Чуковский повел
ее к Горькому.
Они пришли вечером, к чаю. На столе стоял самовар. Чай был жидкий, но не
морковный, настоящий. Комната была – с буфетом и обеденным столом – большая
столовая. В остальных комнатах – в каждой – кто-нибудь жил. Этих комнат было
много, и людей было много, особенно потому, что неизвестно было – кто живет
здесь постоянно, а кто только временно, кто только ночует, а кто сидит целый
день не сходя с места, а ночью исчезает. И кто вот-вот уедет в Москву, и кто
только сегодня утром оттуда вернулся.
Квартира на Кронверкском проспекте (теперь – проспект Горького) в доме номер
23 находилась сначала, когда ее сняла М. Ф. Андреева, на пятом этаже (№ 10), но
позже она стала мала, и все семейство переехало ниже, в квартиру номер 5. Это
были, в сущности, две квартиры, теперь слитые в одну.
В разное время различные женщины садились в доме Горького к обеденному столу
на хозяйское место. С Марией Федоровной разрыв начался еще в 1912 году, но не
сразу, и они продолжали не только видеться, но и жить под одной крышей. Теперь
Андреева жила на Кронверкском в большой гостиной, но часто на время уезжала, и
тогда в доме появлялась Варвара Васильевна Тихонова, по первому мужу Шайкевич,
вторым браком за уже упомянутым А. Н. Тихоновым. От Шайкевича у Варвары
Васильевны был сын, Андрюша, лет пятнадцати, который жил тут же, от Тихонова –
дочь Ниночка, позже во Франции известная балерина, ученица О. О. Преображенской,
одного выпуска с Тумановой, Бароновой и Рябушинской. Разительное сходство
Ниночки с Горьким ставило в тупик тех, которые не знали о близости Варвары
Васильевны к Горькому, – если были такие. Нина родилась около 1914-го года, и
то, что в лице Горького было грубовато и простонародно, то в ней, благодаря
удивительному изяществу и прелести ее матери, преобразилось в миловидность
вздернутого носика, светлых кос и тоненького, гибкого тела. Не могу сказать,
жил ли сам Тихонов в квартире на Кронверкском в это время, думаю, что нет. Там
в 1919– 1921 годах жила молодая девушка, Маруся Гейнце, по прозвищу Молекула,
дочь нижегородского приятеля Горького, аптекаря Гейнце, убитого в 1905 году
черной сотней, и теперь удочеренная Горьким, который любил усыновлять сирот. Он
усыновил в свое время, как известно, брата Я. М. Свердлова, Зиновия, который
даже носил его фамилию (Пешков), и если бы не его первая жена, Екатерина
Павловна Пешкова, и не Мария Федоровна Андреева, то, вероятно, усыновил бы и
многих других.
Затем там жили художник Иван Николаевич Ракицкий, по прозванию Соловей, тоже
отчасти «усыновленный», Андрей Романович Дидерихс и его жена, художница
Валентина Михайловна Ходасевич, племянница поэта, а в 1920 году, рядом с
гостиной, поселился секретарь Марии Федоровны, Петр Петрович Крючков, молодой
присяжный поверенный, несмотря на разницу в семнадцать лет ставший ей близким
человеком.
Андреева была в эти годы в зените своей третьей карьеры: первая началась до
встречи с Горьким, в театре Станиславского, и она прервала ее благодаря
Горькому, уехала с ним в Америку и потом на Капри; вторую она пыталась начать в
1913 году, когда увидела, что разрыв с Горьким неизбежен, и поступила в театр
Незлобина. Теперь Ленин назначил ее комиссаром Петроградских театров, и она
посвящала все свое время преобразованию Большого драматического театра, бывшего
А. С. Суворина. С Варварой Васильевной и ее детьми отношений у нее не было, она
их не замечала. В свое время она тяжело пережила роман Горького с Тихоновой,
которая приезжала гостить вместе с мужем на Капри. Варвара Васильевна оставила
первого мужа, Шайкевича, отца Андрюши, вышла за А. Н. Тихонова в 1909 году и в
то время, о котором здесь идет речь, считалась хозяйкой в доме Горького.
Мария Федоровна в первом браке была женой тайного советника Желябужского, от
которого у нее было двое детей: дочь Екатерина (р. 1894) и сын Юрий (р. 1896),
кинорежиссер. Мария Федоровна вступила в большевистскую партию в 1904 году и
стала личным другом Ленина. Она была предана партии, и, когда известный
московский миллионер Савва Морозов застрелился и оставил ей (не по завещанию, а
на предъявителя) 100 000 рублей, она взяла себе 40 000, а 60 000 передала
большевистской фракции РСДРП. Любопытно отметить, что ее
|
|