|
Первым выступил комиссар бригады. Астурийский металлист, он за годы войны
основательно познакомился с деревней, с тяжелым бытом андалузских и кастильских
крестьян.
— Друзья, — начал он. — Дорогие друзья, поздравляю вас с освобождением от
власти мятежников.
Комиссар рассказывал о войне. О том, что республика — это значит работать на
себя. Жить в чистых домах. Учиться грамоте.
— Сколько у вас школ? — спросил комиссар.
— Нет у нас школ, — ответил кто-то.
— А сколько церквей и попов?
— Было семеро, да две церкви.
Митинг затянулся. Крестьяне рассказывали о своих обидах, об ослах,
реквизированных мятежниками... Договорились, что с завтрашнего утра ежедневно
одна рота будет помогать убирать маслины и окучивать виноградники.
...Поздно вечером мы сидели на скамейке у дома. Хозяин долго молчал, потом, ни
к кому не обращаясь, произнес:
— Вот, сеньор комиссар спрашивал сегодня о церквах. Если вашей милости будет
угодно, я расскажу о нашем последнем попе.
— Что ж, отец, рассказывай.
Тихую, ясную ночь разорвали глухие далекие артиллерийские залпы. Круглая,
словно начерченная циркулем луна цеплялась за высокий шпиль церкви.
— Странная вещь, — начал свой рассказ старик.— Народ у нас тощий, худой. А вот
попы все как на подбор — жирные. С чего бы это? Мясо каждый день едят! На
oseitu[6] и смотреть не хотят. Как началась война — исчезли. Остался один. Дон
Федерико Ривьера. Симпатичный такой и не так чтоб очень толстый.
У нас многие из молодежи в партизаны ушли. А он, Федерико этот самый, ходил по
домам и разговаривал. Дескать, молодцы ребята. Хорошо придумали, против немцев
и итальянцев дерутся. Люблю храбрых парней. Сам бы пошел в горы, если бы не
годы... И таким манером говорил он и говорил. Особенно нравилось ему
исповедовать молодых девушек и женщин. У многих муж или жених — партизаны. А
поп ласковый. Сейчас, говорит, молиться много не следует. У бога и без нас дел
хватает. А вот за родных ваших я сам помолюсь. Вы только расскажите, где они
дерутся, как успехи...
Народ, сами знаете, у нас темный. Книг не знает, бога боится. Ну и рассказали
попу про своих дружков...
Нам все это было невдомек. Мы хоть и жили на территории Франко, но солдат тогда
у нас было мало. А тут, в воскресенье это случилось, приезжает в село отряд.
Офицеров в нем больше, чем солдат. Старик наш, выборный, деревенский, шел по
улицам, гудел в дудку и кричал: «Господа испанцы и госпожи испанки! Сегодня
после семи часов вечера на площади должны собраться все, кто может ходить,
чтобы услышать все то, что будет говорить сеньор команданте!» Собрались вечером.
Вокруг нас солдаты с ружьями, в середине — начальник.
— Вот что, — говорит он, времени у меня мало. У кого в семье есть партизаны,
пусть подходит ко мне и рассказывает. Всю правду, не то всем женщинам обрею
головы (самое тяжелое оскорбление для испанской женщины — лишить ее волос. — С.
Б.), а мужчин — каждого десятого отправим в рай. Поняли, крестьяне?
Все молчат. Никто не отвечает. Тогда к командиру подошел наш поп, дон Федерико
Ривьера и обращается к нам:
— Прихожане! Добрые испанцы и ревностные католики! Вы сами рассказывали мне,
что родные и близкие ваши сражаются против легионов генералиссимуса Франко. Это
великий грех. Ибо, выступая против него, вы тем самым выступаете против единого
нашего бога, против святой католической церкви. И после наказаний, обещанных
вам сеньором команданте, вы будете еще сурово наказаны всемогущим господом
богом.
Ну, народ, ясное дело, опять молчит. Тогда поп пошептался с начальником и
закричал:
— Кончита Лопес, Пепита Морена, Энкарна Гонсалес, Маруча Рубиа, — и еще десяток
других, — подойдите ко мне!
Подошли.
— Вот, сеньор команданте, — говорит поп, — у этих мужья, женихи и братья —
партизаны. Они мне на исповеди все рассказали. Возьмите эту тетрадку. Здесь все
подробно обозначено.
Старик на минуту замолк, затянулся сигаретой. Откашлялся от едкого дыма и
продолжал:
— Дальше, сеньоры, было совсем плохо. Десять стариков наших повесили на
оливковых деревьях. Всем женщинам и девушкам обрили головы. А самых хорошеньких
роздали, по одной на десятерых, солдатам. Через два дня отряд ушел. Две девушки
— Кончита и Энкарна — повесились. Одна сошла с ума, а восемь или девять пошли к
партизанам. Воевать! Умные девушки.
— Ну, а поп куда делся? — спросил один из нас.
— Убежал. Вместе с отрядом. Церковь закрыли. У нас теперь мало верующих
осталось. Не ожидали мы от бога такой подлости. Сейчас у нас желание есть,
надежда есть, чтобы в одной церкви школу открыть, а в другую церковь, которая
поменьше, пусть самые древние старухи ходят с богом разговаривать. Только
некогда ему, я думаю, с бедняками шептаться...
Занимался день. Посветлели на востоке краски. Горнист сыграл побудку.
Рассказчик, неграмотный крестьянин, на семидесятом году жизни отказавшийся от
бога, поднялся и по-старчески неуверенными шагами пошел в комнату. По дороге
обернулся и, указывая на восходящее солнце, на оливковые рощи, на все цветущее
великолепие плодоносной испанской земли, сказал: «Вот наш бог».
|
|