|
эти слова приводят в смущение историков. Они вдребезги разносят представление о
Кригсмарине как о чисто военной системе, стоящей вдалеке от политики. Например,
писатель Гаральд Буш в своей книге «Подводные лодки в войне» приводит большую
часть доклада «Проблемы руководства», но выкидывает из него все упоминания об
Адольфе Гитлере, НСДАП и национал-социализме.
Да, Вольфганг Лют был фашистом. Однако следует отметить, что он исповедовал
немного устаревший вариант фашизма. Когда Лют заводил речь о «борьбе», он
вспоминал свою юность в Риге, хотя на дворе был 1933 год. Он верил сказочкам,
которые некогда рассказывали пропагандисты. Лют защищал идеологию, которая не
была идеологией Освенцима и Дахау, он отстаивал идеологию автобанов.[74 -
Иезуитский пассаж. Да, фашизм предусматривал и автобаны, и заботу о рабочем
классе. Но! Существуют идеологии людоедские по определению – национал-социализм
и коммунизм относятся к их числу. Расовый (классовый) вопрос является их
основополагающим столпом. Если его убрать – рухнет и сама идеология. Фашист
(коммунист) изначально сориентирован на решение расового (классового) вопроса,
и чем он занимается в свободное от его решения время – строительством дорог или
подъёмом целины – уже не суть важно. И строительство, и подъем – только
инструмент для решения основной задачи – истребления расово (классово) чуждых
элементов. В риторике вполне современных фашистов (коммунистов) нет-нет, да и
проскакивают обещания после захвата власти развесить на фонарных столбах «всех,
кто не с нами». Прим. пер.] Когда в 1943 году начались убийства миллионов
евреев, сама идея еврейства была для Люта чистейшей абстракцией. Через 4 года
после начала войны и через 2 месяца после заявления Гиммлера об окончательном
решении еврейского вопроса представления Люта об идеях фашизма имели очень мало
общего с действительностью. Энгель говорил: «Лют был идейным фашистом, но видел
в нём лишь хорошую сторону». Петерсен заявил, что Лют «был фашистом по крайней
мере на одну треть». Он просто хотел объяснить, что Лют не был окончательно
испорченным человеком, так как не видел мрачных сторон фашизма.
Можно лишь удивляться, почему Лют не применял свои высокие нравственные
стандарты к политическим убеждениям. Одной из причин была успешная работа
пропагандистской машины. Она прославляла упорный труд, заботу о здоровье, семью,
отвагу и патриотизм. Но всё это было поставлено на службу национал-социализму.
Красочные пассажи маскировали сущность фашизма и находили отклик у Вольфганга
Люта. Всё, что делалось в Германии до войны – строительство автобанов и, что
более важно, стремление к объединению Великой Германии, казалось ему благом.
Наконец Лют, как и многие в Германии в то время, вероятно думал, что моральную
ответственность за происходящее во многом можно возложить на высшее руководство
страны. Ты просто перепоручаешь ему необходимость принимать решения, а заодно –
и ответственность за них. «Он считал, что все действия фашистов являются
исполнением божьей воли». Божья воля была окончательной индульгенцией,
разрешением делать все. Человек всегда мог с чистой совестью следовать ей,
пусть она и будет непостижимой.
Но два факта всё-таки говорят в его пользу. К этому времени Лют имел уже
практически все – высокое звание, множество наград и хорошие связи, и мог
официально вступить в партию. Он этого так и не сделал.[75 - Автор в очередной
раз демонстрирует младенческую наивность относительно нравов и образа жизни
тоталитарных государств. Зачем вступать в КПСС или НСДАП после того как ты уже
получил чины и ордена? Вступают-то именно для того, чтобы все это получить. Лют
явно не собирался в командующие флотом, поэтому партийность не являлась для
него предметом первой необходимости. Да и вообще в фашистской Германии при
желании можно было отыскать беспартийного фельдмаршала. В СССР такое было
невозможно по определению. Партийность и военная карьера у коммунистов всегда
были связаны неразрывными узами. Прим. пер.] И второе. Каковы бы ни были его
личные взгляды, он никогда не пытался насаждать их на своих лодках. Может быть,
именно потому его экипажи не разделяли его убеждений. В «Проблемах руководства»
он утверждал, что лекции рассказывают о «Рейхе и многовековой борьбе за него»,
о «Германии, фюрере и национал-социалистическом движении». Но на самом деле это
было не так. Энгель утверждал: «Мы никогда не говорили о политике, и на борту
лодки не было книг об этом». Лют был хорошим капитаном, а хороший капитан
избегает лекций перед своим экипажем о достоинствах национал-социализма.
1 ноября незадолго до полуночи U-181 пересекла воображаемую линию 34? S. Она
находилась прямо к востоку от Кейптауна, мыс Доброй Надежды был всего в
нескольких милях от лодки, что называется рукой подать. Переход занял 7 недель
и 1 день, лодка прошла более 7500 миль. Большая часть военных походов
завершилась бы задолго до этого срока, а U-181 лишь начинала боевые действия.
Лют повернул на восток, к порту и на рассвете увидел американский рудовоз «Ист
Индиэн». Тот направлялся в Нью-Йорк через Тринидад с грузом марганцевой руды.
Лют на рассвете погрузился и погнался за судном.
«Ист Индиэн» шёл зигзагом, что создавало трудности для атакующей лодки. Угол
упреждения можно было вычислить, только если курс корабля был хорошо известен.
Поэтому было исключительно важно определить направление и длину каждого отрезка
ломаной линии курса. Терпеливое наблюдение может помочь определить генеральный
курс и параметры зигзага, но если цель выйдет за рамки этих параметров, все
расчёты не будут стоить бумаги, на которой они сделаны.
|
|