|
Нюрнбергский заведующий орготделом не решился самостоятельно принять
решение относительно этого предложения и послал меня в Мюнхен ???. Я получил
сопроводительное письмо, потому что за пределами Берлина я все еще не был
известен. В "коричневом доме", по всей видимости, очень всерьез относились к
архитектуре или, лучше сказать, к праздничному убранству. Уже спустя
несколько минут я со своей папкой с чертежами стоял перед Гессом в роскошно
обставленной комнате. Он не дал мне сказать: "По такому вопросу решение
может принять только сам фюрер". Он коротко переговорил по телефону и
сказал: "Фюрер у себя на квартире, я велю отвезти Вас". Впервые я получил
представление о том, что при Гитлере означало волшебное слово "архитектура".
Мы остановились перед многоэтажным домом недалеко от театра принца
регента. Квартира Гитлера находилась на высоте двух лестничных маршей.
Сначала меня впустили в переднюю, всю уставленную безвкусными сувенирами или
подарками. Мебель также свидетельствовала о плохом вкусе. Вошел адъютант,
открыл дверь, бесцветно произнес: "Пожалуйста", и вот я оказался перед
Гитлером, могущественным рейхсканцлером. Перед ним на столе лежал
разобранный пистолет, который он как раз, по-видимому, чистил. "Положите
Ваши рисунки сюда", -- бросил он. Не взглянув на меня, он отодвинул пистолет
в сторону, с интересом, но молча рассмотрел мой проект: "Согласен". Ни слова
больше. Поскольку он опять занялся своим пистолетом, я, немного смущенный,
покинул помещение.
В Нюрнберге меня встретили с удивлением, когда я доложил, что Гитлер
лично утвердил проект. Если бы тамошние организаторы знали, какое
воздействие окажет проект на Гитлера, в Мюнхен поехала бы большая депутация,
а меня в лучшем случае включили бы в последний эшелон. Однако тогда
пристрастие Гитлера к любимчикам еще не было повсюду известно.
Осенью 1933 г. Гитлер поручил своему мюнхенскому архитектору Паулю
Людвигу Троосту, создавшему интерьеры океанского лайнера "Европа" и
перестроившему "Коричневый дом", основательно перестроить и заново обставить
теперь уже квартиру рейхсканцлера в Берлине. Строительные работы следовало
завершить в кратчайший срок. Производитель работ Трооста был из Мюнхена и
вследствие этого не ориентировался в берлинских строительных фирмах и
порядках. Тут Гитлер вспомнил, что какой-то молодой архитектор в неожиданно
короткий срок закончил пристройку у Геббельса. Он решил, что я буду помогать
мюнхенскому архитектору подбирать фирмы, ориентироваться на рынке
строительных материалов и, по мере необходимости, буду подключаться сам,
чтобы как можно скорее закончить перестройку.
Это сотрудничество началось с внимательного осмотра квартиры
рейхсканцлера Гитлером, его архитектором и мной. Через шесть лет он весной
1939 г. в одной статье описал, в каком состоянии находилась тогда эта
квартира: "После революции 1918 г. дом постепенно начал ветшать. Прогнила не
только значительная часть стропильной фермы, но и полы полностью
превратились в труху... Поскольку мои предшественники в целом могли
рассчитывать продержаться на своем посту от трех до пяти месяцев, они не
считали нужным ни убрать за теми, кто до них жил в этом доме, ни
позаботиться о том, чтобы их преемнику жилось лучше, чем им самим. Им не
нужно было представлять свою страну перед иностранцами, потому что заграница
ими и так не интересовалась. Поэтому здание полностью пришло в упадок,
потолки и пол превратились в труху, обои и полы сгнили, в квартире едва
можно было дышать".
Конечно, это было преувеличение. И тем не менее, просто невероятно, в
каком состоянии находилась эта квартира. На кухне почти не было света, плиты
давно технически устарели. Для всех обитателей квартиры во всем доме была
единственная ванная, оборудованная к тому же где-то на рубеже веков. Было
также много безвкусицы: двери, выкрашенные под дерево, и мраморные поддоны
под цветы, которые на самом деле были сделанными под мрамор жестяными
ящиками. Гитлер торжествовал. "Полюбуйтесь на это разложение старой
республики. Даже дом рейхсканцлера нельзя показать иностранцу; я бы
постеснялся принять здесь кого бы то ни было".
Во время этого основательного обхода, продолжавшегося чуть ли не три
часа, мы зашли также на чердак. Управляющий объяснял: "А вот дверь, ведущая
в соседний дом". -- "То есть как?" -- "Есть ход, ведущий через чердаки всех
министерств отсюда в отель "Арлон"". -- "Почему?" -- "Во время беспорядков в
начале Веймарской республики выяснилось, что восставшие могут изолировать
рейхсканцлера в его квартире от внешнего мира. Этот путь должен в любое
время обеспечить его эвакуацию". Гитлер приказал открыть дверь, и мы
действительно оказались в соседнем Министерстве иностранных дел. "Дверь
замуровать. Нам ничего подобного не надо", -- решил он.
Когда начались работы, Гитлер почти каждый день появлялся в обеденное
время на стройке. Сопровождаесый адъютантом, он смотрел, как продвигается
дело и радовался тому, как возникают готовые помещения. Многочисленные
рабочие вскоре уже дружески и непринужденно приветствовали его. Несмотря на
двух эсэсовцев в штатском, неприметно державшихся сзади, во всем этом была
какая-то идиллия. Было заметно, что Гитлер чувствовал себя на стройке "как
дома". При этом он избегал дешевой популярности.
Производитель работ и я сопровождали его во время этих обходов.
Любезно, но кратко задавал он нам вопросы: "Когда оштукатурят эту комнату?"
-- "Когда будут окна?" -- "Уже прибыли подробные чертежи из Мюнхена? Еще
нет? Я сам спрошу об этом у профессора". -- Так он называл Трооста. Мы
осматривали новое помещение: "Здесь уже оштукатурили. Вчера еще нет. До чего
|
|