|
кормилицы в Хохенлихене.
Это двойное существование, жизнь на два дома, часто создавало для Гиммлера
финансовые трудности и заставляло его прибегать к займам. Он был, пожалуй,
единственным из высших нацистских руководителей, который не разбогател,
несмотря на все свое могущество и коррупцию, глубоко поразившую весь аппарат
партии. Из-за своей врожденной честности он глубоко презирал Геринга, который
во время войны пустился во всякого рода махинации, пользуясь своим высоким
положением в государстве и партии.
Гиммлер не обладал подлинной культурой. Этот полуобразованный человек был
романтиком, придавшим своеобразную направленность созданным им службам, а
следовательно, и всей организации "третьего рейха". Он верил в магнетизм,
месмеризм и в гомеопатию, в самые сомнительные теории натуристской евгеники, в
психические свойства натурального питания, в ясновидцев, врачевателей,
гипнотизеров и ведьм. Всю жизнь он окружал себя экстрасенсами и часто
консультировался с ними, прежде чем принимал какое-либо решение. Такого рода
отклонения были свойственны и другим нацистским руководителям, особенно в
начале их карьеры. Многие из них посещали салон берлинского мага Хануссена, что,
вероятно, и позволило ему предсказать поджог рейхстага.
Гиммлер с большим уважением относился к военной дисциплине. "Старому правилу:
приказ должен быть выполнен, - скажет Гебхардт, - он придал почти истерическое
толкование". Он превратил его в абсолютную догму для своих служб, что было,
впрочем, не так уж и трудно, поскольку простые люди Германии не успели к тому
времени перейти от рабского мышления к буржуазному и вступили в период
"третьего рейха" в каком-то полусне. Из-за своего романтизма он испытывал
чувство поклонения перед одним из германских императоров, Генрихом I Птицеловом,
или Саксонским. Он высоко ценил организацию его рыцарства, благодаря которой
этот суверен сумел основать новые города, прогнать датчан, разбить венгров,
покорить славян и венедов. Эта модель повышенного интереса Гиммлера к расовым
проблемам сыграла первостепенную роль в организации СС. Так, церемония
принесения присяги молодыми эсэсовцами происходила в полночь при свете факелов
в кафедральном соборе Брюнсвика, перед гробницей Генриха Птицелова.
Анализ личности Гиммлера, проведенный доктором Франсуа Бейлем, позволяет
утверждать, что в ней доминируют следующие черты: врожденная неспособность к
развитию общих идей заставляет его замыкаться в духе системы; огромное рвение и
отрицательная воля в форме остервенелого упрямства, которое выражается во
всепоглощающей страсти к работе; полное отсутствие самобытности и
бесчувственность, определяющие почти механическую работу мысли, претерпевающей
столь глубокую деформацию в своей природе и в значении, что ее можно
рассматривать как патологию. К этим основным чертам следует прибавить
отсутствие здравого смысла, доведенные до абсурда амбиции и неискоренимое
упрямство, нехватку интуиции, которая не компенсируется интеллектуальным
воспитанием, ненормально развитый эротический инстинкт, проявляющийся в сильной
потребности ласки и дружеского окружения, парадоксальным образом сочетающийся с
глубоким эмоциональным безразличием.
Этот дух системы открылся ему благодаря Гитлеру, в котором Гиммлер увидел
спасителя. В своих речах, витийствуя и стуча кулаками, Гитлер выдвигал
энергичные и удивительно простые решения. Особенный резонанс в склонной к
упрямству душе новообращенного рождали уверенность и напор фюрера. А когда
Гитлер со всей захватывающей аудиторию убежденностью обращался к вопросам расы
и чистоты крови, это задевало самые чувствительные струны в душе Гиммлера. Он
издавна увлекался этими проблемами и считал, что еще в годы учебы в
агрономическом училище сумел дать научную форму идеям расового отбора у
животных, обуревавшим его сегодня, но уже на уровне человека. Птицевод полагал,
что люди для их же блага могут быть подчинены правилам рационального
птицеводства. Он усвоил когда-то, что из птичника и скотного двора следует
устранять нерентабельных животных, и находил совершенно разумными слова
Гитлера: "Мы все страдаем от изъянов нечистой крови. Все, что не является
полноценной расой, - плевелы". Или: "Более сильное поколение отсеет слабых,
жизненная энергия разрушит нелепые связи так называемой гуманности между
индивидуумами и откроет путь естественному гуманизму, который, уничтожая слабых,
освобождает место для сильных". И еще: "Жалость может нас только поссорить и
деморализовать".
Когда Гитлер заявил, что национал-социалистское государство осуществит эти
теории, Гиммлер пришел в восторг. И как представился случай, применил их на
практике.
В его памяти навсегда отпечатались слова Гитлера: "Кто видит в
национал-социализме только политическое движение, тот ничего в нем не смыслит.
Это даже больше, чем религия, это воля к новому человеческому творчеству. Без
биологической основы и без биологической цели политика сегодня совершенно
слепа".
И далее: "Я освобождаю людей от отягчающих ограничений разума, от грязных и
унижающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от
|
|