|
3
Сердце флота было расположено к заграничным немцам еще с того времени, как Штош
в начале своей деятельности поставил перед ним цель изучения мира и сближения с
немцами, жившими на чужбине. Как мало патриотизма проявляли эти последние в
периоды нашего бессилия!
Во время войны 1870 года лишь один немец, живший в английском Гонконге, - г-н
Зибс из фирмы Зимсен - осмелился признать свою национальную принадлежность;
большинство других поступило, как тот герр Шварцкопф, который превратился в
мистера Блэкхеда{55}. В общем, если отбросить Европу, германизм удержался
собственными силами только в странах Латинской Америки, хотя в корне ошибочный
рескрипт Гейдту от 1859 года ограничил эмиграцию в эти страны, направив ее в
Северную Америку; автор рескрипта думал, что проявил этим отеческую заботу о
благе эмигрантов, но зато мы потеряли их как немцев. Когда в 1900 году
министерство графа Бюлова предложило отменить, наконец, этот рескрипт, в его
защиту раздалось еще несколько голосов.
Много миллионов немецких эмигрантов были нами потеряны как формально, так и по
существу и способствовали усилению государств, превратившихся впоследствии в
наших злейших врагов. Без германского труда в прошлом и настоящем Антанте не
удалось бы причинить нам так много вреда: это признание - одно из самых горьких,
какие можно сделать в нашем положении.
Хотя в условиях, с которыми сталкивались наши эмигранты, американизация их была
неизбежна, быстрота и легкость этой перемены указывала на слабое развитие у нас
национального мышления. С какими чувствами взирал я на огромное факельное
шествие по случаю прибытия в Нью-Йорк принца Генриха, в котором участвовало,
если не ошибаюсь, 14000 бывших немецких солдат. Если у этих людей спрашивали об
их национальности, то они нередко отвечали: Мы вспоминаем о Германии, как о
нашей матери, но наша жена - это Америка и мы должны стоять за нее. Впрочем,
бывали более неприятные случаи. Идеальные блага родины забывались ради
материальных преимуществ американской жизни. При осмотре Гарвардского
университета мне давал объяснения профессор из хорошей немецкой семьи - бывший
доцент одного из отечественных университетов. Он приехал в Америку всего лишь
за
несколько лет до этого, но рассказывал мне, что успел уже перейти в
американское
гражданство. Его тон мне не понравился и я воспользовался первым
представившимся
случаем, чтобы продолжать осмотр в обществе одного из американцев. Вопреки
моему
желанию, бывший немец, очевидно, понял, какое впечатление произвело на меня его
сообщение, и сказал сопровождавшему меня морскому офицеру: "Вашего шефа, видимо,
удивило то, что я уже принял американское гражданство, но вы меня поймете: я
получил здесь профессуру скорее, чем это удалось бы мне в Германии и должен
быть
благодарен за это". То, что прихватил с собой из Германии этот господин,
очевидно, не играло уже для него никакой роли. Я привожу этот пример - один из
многих, приходящих мне на память, - лишь для того, чтобы охарактеризовать
пагубный для нашего народа недостаток национальной гордости, сознания и чувства
долга.
Подобные встречи с германскими культурными "удобрителями"{56} заставляли меня
относиться все более холодно к празднествам и открытиям памятников, недостатка
в
которых не ощущалось. Привезенный с родины национальный характер десяти
миллионов северо-американцев немецкого происхождения был таков, что они
допустили гибель Германии, не пошевелив и пальцем в ее защиту. Насколько иначе
ведут себя ирландцы, а нельзя ведь сказать, что Ирландия дает своим
эмигрирующим
сынам больше культурных ценностей, чем Германия. При посещении храма мормонов я
с болью внимал звукам швабского наречия и слышал, как миссионер, которого
послали для пропаганды в "страну язычников", характеризовал некоторые области
Германии как особенно подходящие для его деятельности.
Все же, хотя почти на всей земле приходилось огорчаться за свой народ, несмотря
|
|