|
–
Наш вид спорта в те времена не пользовался особой популярностью в Америке
, – вспоминал Баттон. –
В шестьдесят третьем мне с трудом удалось убедить телекомпании АВС и СВS в том,
чтобы они рискнули включить в планы трансляций крупнейшие любительские
соревнования. Они сделали это и остались довольны откликами
.
Чуть позже я обратился в Международный союз конькобежцев с идеей организовать
чемпионат мира для тех, кто ушел из любительского спорта, но не хочет оставлять
лед. Естественно, мне отказали, заявив, что идея абсурдна. Но я продолжал ее
вынашивать. И в семьдесят третьем заручился поддержкой японского телевидения,
выразившего готовность транслировать профессиональный чемпионат, если таковой
состоится в Японии. Из фигуристов в этой стране была необычайно популярна
Джанетт Линн. Она согласилась стать «приманкой». Следом согласие на трансляцию
дала телекомпания АВС. И мы приступили к рекламе…
Среди фигуристов Баттон нашел поддержку сразу же. Даже наиболее выдающиеся из
них, сполна получившие в любителях все возможные медали и славу, а затем –
выгодные предложения от всемирно известных ледовых шоу, мучительно страдали от
нехватки соревнований. Олимпийская чемпионка норвежка Соня Хени призналась даже
как-то, что много лет жаждала взять реванш у американки Барбары Энн Скотт,
обыгравшей Хени на чемпионате мира 1948 года. Тогда же Скотт ушла из любителей,
так и не предоставив Соне шанса встретиться на льду еще раз. Американка была на
17 лет моложе. Однако, по замыслу Баттона, в его чемпионатах возраст фигуриста
не должен был играть никакой роли.
Вторая революционная идея великого американца касалась судейства. «Никаких
национальных пристрастий! Никаких отчетов перед федерациями своих стран!
Никаких объяснительных записок даже в том случае, если арбитр допустит ошибку!
Мое дело – позаботиться о том, чтобы судьями профессиональных чемпионатов
становились профессионалы высочайшего класса, чья компетентность не вызывает
сомнений», – провозгласил Баттон.
В качестве арбитров на самый первый чемпионат мира в Японию он пригласил
олимпийскую чемпионку Кэрол Хейсс, чемпионов мира в парном катании Отто и Марию
Джелинек, чемпиона Игр в том же виде Боба Пола, неоднократного призера мировых
первенств японца Нобио Сато и двукратную чемпионку мира из Чехословакии Алену
Вржанову. Однако Баттон чувствовал, что для полного успеха мероприятия
необходимо что-то еще более глобальное. Например, сокрушить «железный занавес».
И послал приглашение на свой чемпионат двукратным олимпийским чемпионам Людмиле
Белоусовой и Олегу Протопопову. Они ответили согласием.
–
Когда я увидел, как Людмила и Олег спускаются по трапу, не мог поверить своим
глазам
, – вспоминал экс-фигурист. –
По-моему, от радости я начал прыгать и размахивать руками как сумасшедший. И
лишь тогда поверил, что мой чемпионат действительно станет событием мирового
масштаба.
Белоусова—Протопопов стали чемпионами. Баттон потом долго вспоминал, как
Протопопов, получив на руки 15 тысяч долларов призовых, прямо с катка
отправился в магазин и накупил на всю сумму различной аппаратуры для съемок.
Более того, оставив покупку в кассе, вернулся на каток, чтобы занять у Баттона
еще 500 долларов.
– Я пытался уговорить Олега положить хотя бы треть суммы под хорошие проценты в
американский банк, но он отказался. Сказал, что надо жить сегодняшним днем, а
не ждать, когда придет «черный».
Второй профессиональный чемпионат состоялся лишь через семь лет в США. Причиной
перерыва послужило негативное отношение к баттоновским чемпионатам
Международного союза конькобежцев. Видимо, чиновники побоялись, что высокие
профессиональные гонорары, которые платит своим победителям Баттон, вынудят
сильнейших любителей покидать большой спорт все раньше и раньше.
Зато начиная с 1980 года профессиональные чемпионаты начали проводиться уже
ежегодно.
Кстати, тогда Баттон совершил еще одну революцию – уговорил поучаствовать в
соревнованиях легендарную олимпийскую чемпионку Пегги Флемминг, оставившую
любительский лед в 1968-м.
Шли годы, но внешне менялось немногое. Судейский корпус профессиональных
чемпионатов по-прежнему был представлен только звездами первой величины. Состав
участников – тоже. К трем видам программы добавился четвертый – танцы. Место и
время проведения долгое время оставалось неизменным – Вашингтон, середина
декабря, – однако как раз в 1996-м Баттон впервые столкнулся с тем, что
количество выдающихся профи, желающих выступить на его турнире, никак не
вмещается в привычные рамки. Ведь раньше на свои чемпионаты легендарный
фигурист никогда не приглашал более пяти-шести одиночников и пар.
Таково было требование американского телевидения: программа каждого из двух
|
|