|
Миненкова. В ней они были удивительно органичны во всем. Они не делали в танце
ни одного лишнего движения.
Первый же старт в сезоне начинается с того, что во время разминки на чемпионате
страны на Иру налетает Андрюша Витман, катавшийся у Чайковской в паре с Зуевой.
Ира падает, Андрюша валится на нее и больно ударяет ее по голове. Моисееву
подводят к бортику, она приходит немного в себя и, как потом выяснилось, с
сотрясением мозга катается! Я уже говорила, что она человек мужественный,
умеющий терпеть боль. Пара завоевывает звание чемпионов Советского Союза. Потом
Ирину укладывают в постель, неделю она лежит не двигаясь, после чего летит со
сборной в Хельсинки на чемпионат Европы. В Хельсинки во время оригинального
танца Ира падает... Но произвольную программу они исполняют блестяще, и впервые
Моисеева и Миненков становятся чемпионами Европы, причем конкуренции у них
практически никакой.
К сезону 1977 года мы подготовили новые показательные номера. Они, думаю,
получились удачными, потому что ребята катали их очень долго и проехали с ними
много стран. Это танец, поставленный на фугу Баха, и танец на песню Эдит Пиаф.
«Падам-падам-падам» (когда-то на эту музыку Чайковская хотела сделать программу
мне, но так и не успела). До сих пор, когда я приезжаю во Францию, мне
напоминают об этом показательном номере Иры и Андрея. Должно быть,
действительно это был хороший танец, иначе вряд ли французам понравилась бы
программа, созданная на песню их великой Пиаф.
В 1977 году Моисеева и Миненков второй раз выиграли чемпионат мира, проходивший
в Токио.
О Моисеевой и Миненкове всегда говорили и спорили очень много. То они нравились,
то не нравились.
То руки Ирины раздражали всех журналистов, то эти же руки делались у них
неповторимыми, потом не нравились ее глаза, они у Иры так поставлены, что
некоторые считали, что у нее злой взгляд, а она девочка очень добрая. Меня
такое несправедливое мнение публики о спортсменке ужасно обижало. Я, выступая
на встречах со зрителями, большую часть времени посвящала рассказу об Ириной
доброте.
Внешности Иры я придавала всегда большое значение. О костюме уже было сказано,
не меньшую роль играла и прическа. Когда я ее, еще подростка, причесывала к
соревнованиям, то накладывала шиньон — это было модно. Но потом пришла к
убеждению, что маленькая кичка (узел на гладко зачесанной голове, обычная
прическа классических танцовщиц) больше всего к лицу Моисеевой — и любила ее
именно в этом стиле. Все фигуристки коротко стриглись, и одна Ира выходила с
гладко причесанной головой, посаженной на длинную красивую шею, на которую в
ряд, наверное, можно было надеть сто колье.
Как мне нравился этот профиль! Потом она постриглась, но это дело уже не моих
рук...
И вот в Японии, когда они выиграли чемпионат мира, Ира сказала: «Татьяна
Анатольевна, поехали платье выбирать». Мне не надо было объяснять, что
предстоит покупка свадебного наряда. Мы с Ирой поехали в английский магазин,
потому что в японском на Иринин рост ничего купить нельзя, не вылезали оттуда
целый день, пока не выбрали самое-самое... Денег платье стоило больших, но шло
Ире необыкновенно. Все их свадебные фотографии я храню. Я даже была их
свидетелем во Дворце бракосочетания. Из дворца они поехали к могиле
Неизвестного солдата, а потом красивые и счастливые явились в Лужники на каток
«Кристалл», где шла тренировка. Занятия прервались, дети бросились к Ире и
Андрюше. То, что Моисеева и Миненков в свой самый счастливый день пришли на
каток, без сомнения, говорило о том, какое огромное значение имеет для них
фигурное катание.
Победа в Японии — последняя их победа на чемпионате мира. Были еще успехи, но
уже не столь значительные, и, увы, их было немного, и главное — это победы над
собой, и ни для кого, кроме нас троих, они не заметны. Хотя я считаю, что
победить себя не менее важно, чем выиграть чемпионское звание. На следующий год,
в Канаде, в Оттаве, где проходил очередной чемпионат мира, Моисеева и Миненков
проиграли. Проиграли с одной из самых любимых моих программ, построенной на
мелодии Леонарда Бернстайна из фильма «Вестсайдская история». Обычно в
программах при сменах темпа меняется музыка, а здесь шло одно произведение,
которое нельзя было резать. Этот танец оказался для Иры и Андрея очень близким,
отвечал их душевному настрою — катались они вдохновенно. Еще до чемпионата мира,
на чемпионате Европы во Франции, я поняла, что с подобного рода ' программой
мы несколько поторопились. Мне говорили: «Технически все, конечно, безупречно,
но скучно, весь танец под одну мелодию...» Но скучать, судя по реакции зрителей,
никому, кроме специалистов, не приходилось. Спустя шесть лет произвольный
танец с единым, или, как говорят, сквозным, сюжетом и на единую музыку показали
двукратные чемпионы мира англичане Джейн Торвилл и Кристофер Дин — и стали
трехкратными. Их программа была принята с восторгом.
Да, мы немного опередили время. Но не только это помешало Моисеевой и Миненкову
заставить поверить судей в жизненность необычной в те годы программы. Чемпионы
мира, как правило, законодатели моды, однако это право получают, как мне
кажется, только многолетние лидеры. Чемпионский стаж Иры и Андрея в то время
измерялся всего одним годом, вот почему то новое, что предлагали мы, легко
находило противников.
Впрочем, чемпионат Европы 1978 года ребята выиграли. Но не вызывало сомнений,
что на чемпионате мира основными конкурентами Иры и Андрея будут Наташа Линичук
и Гена Карпоносов. Ученики Елены Анатольевны Чайковской больше и лучше
тренировались, я бы сказала, более целенаправленно. Мои же питомцы, как никогда,
|
|