Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Боевые искусства :: Киссомару Уесиба - ДУХ АЙКИДО
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-
 
 в теле.  Иногда  эти  перемещения  резкие  и  мощные,  а  иногда  - медленные 
и плавные.  По этим изменениям  можно  оценить  степень концентрации  или 
 единства  разума  и  тела.  Когда концентрация об`единяет тело и разум,  сила 
дыхания становится идентична  силе вселенной,  которая  мягко  и  естественно 
усиливается до высшего предела,  но  в  то  же   время   возрастает 
  самосодержание   и независимость личности.  Таким образом,  когда дыхание 
работает в единстве со вселенной,  невидимая  духовная  сущность  становится 
реальной внутренней сущностью личности,  разворачивая, закрывая и защищая 
человека. Это начало глубокой сущности ai-ki."
      Из этого   следует,  что  ki  имеет  две  стороны#  единство 
индивидуального и  универсального  и  свободное  проявление  силы дыхания. 
  Первая   выражает  идею  ki  на  основе  представлений древнекитайских 
мыслителей,  однако,  в  тренировках  айкидо  она должна  реализовываться 
 через об`единение ki,  разума и тела.  В процессе тренровки контакт человека с 
 ki  вселенной  достигается непроизвольно,  без напряжения.  Второе положение 
указывает,  что дыхание человека контролирует его мысли и  движения  тела. 
 Когда ритм дыхания и движения айкидо оказываются в состоянии гармонии с ритмом 
вселенной,  разум и тело человека получают центр и  каждое движение становится 
круговым вращением.
      Об`яснение повышенного внимания Учителя  Уесиба  к  двойному 
функционированию  единства и свободного проявления ki в том.  что онвидел в 
сущности ki сущность своего будо.  Приняв это за  точку отправления,  мы 
 обязаны продолжить раз`яснение концепции ki как центральной концепции айкидо, 
и далее развитить вопрос о значении ее применения в повседневной жизни. 
  Энергия ki
         Ученик, регулярно    занимающийся   айкидо,   должен   иметь 
собственные взгляды на ki даже при  незнании  ее  исторических  и теоретических 
 основ.  Как показано в предыдущей главе,  ki - это древний принцип,  лежащий в 
основе восточноазиатских  философских учений  и религий.  Однако,  существуют 
различия в его восприятии отдельными личностями,  связанные с индивидуальными 
особенностями темперамента,  духовного развития, физической подготовки, опыта и 
базовых   знаний.   Следовательно,    различия    восприятия    и представлений 
занимающихся о ki неизбежны.
      Мы можем услышать,  как ученики говорят,  что: "это ощущение некоей 
энергии, возникающей из состояния гармонии тела и разума", или:  "это странная 
жизненная сила, иногда неожиданно возникающая неизвестно   откуда",   или: 
  "Это   ощущение   точного  времени реагирования и согласованного  дыхания, 
 достигаемое  в  процессе занятий  айкидо",  или:  "  Это  непроизвольное, 
 бессознательное движение, которое освежает разум и тело, давая хорошую 
разрядку", и т.д.
      Каждый ответ справедлив в том смысле, что выражает ощущения, полученные 
 на  основе личного опыта.  А будучи выражением личных ощущений,  он содержит 
факты,  которые нельзя отрицать.  Если это так,  то  принципиальные  различия в 
приведенных ответах ничтожно малы,  а их большое разнообразие  отражает  не 
 только  трудность точного определения ki, но и показывает, что за счет своей 
широты и глубины понятие ki не поддается единому определению.
      При том,  что  тема ki может рассматриваться в религиозном и философской 
аспектах,  нас интересует  подход  к  ней  на  основе личного опыта, 
 тренировки и реализации в боевом искусстве. Когда ki понимается и постигается 
в  процессе  развития  личности,  это ведет  к  становлению  характера  и 
развитию личности как целого. Одновременно,  такое восприятие ki неизбежно 
ведет к принятию  ее философской и духовной базы.  Безусловно, правильное 
понимание ki должно достигаться как на опыте,  так и за счет  интеллектуальной 
деятельности.  Этому  факту  мы  уделяем большое внимание,  когда разрабатываем 
  программу   занятий#   методы,    содержание    и последовательность.
      Абсолютная цель  тренировок  в  айкидо  -   это   достижение единства ki, 
тела и разума, но уникальность айкидо состоит в том, что значение согласования 
движений с потоком ki подчеркивается  с самого  начала.  Особое  внимание 
уделяется постижению на опыте и развитию ki,  поэтому все движения  включают 
 круговое  вращение. Ученики  учатся соединению ki разума и тела не только в 
движении, но и даже до начала любой тренировки waza. Их учат, например, что ki 
 концентрируется  в  устойчивом  и  сильном  центре  -  точке, соответствующей 
естественному центру  тяжести  (пять  сантиметров ниже  пупка)  в случае, 
 когда человек стоит и расслаблен.  Когда поток ki идет через руки и кончиуи 
пальцев,  рука без оружия сами становятся оружием,  называемым te-gatana, что 
буквально означает "рука-меч".  Перед началом обработки движений  принято 
 развивать дыхательную  силу  с помощью упражнения,  известного как kokyu-ho 
(буквально - дыхательный метод),  в положениии как  сидя,  так  и стоя,  и 
 учиться  правильно  определять расстояние (ma-ai) между собой и партнером.
      Основным моментом является то,  что в отличие от других форм боевых 
искусств,  включая все классические  и  современные  формы будо,  которые  учат 
 соединению разума,  техники и тела,  айкидо делает упор скорее на ki,  чем на 
технику, и тренирует соединение ki,  разума  и  тела.  Конечно,  тренировка 
 waza  осуществляется постоянно,  но степень мастерства зависит от  степени 
 соединения ki,  разума  и  тела,  и  это единственная база для оценки уровня 
профессионализма в айкидо.
      Как мы  пытались  показать,  ki  должна  постигаться  как на опыте,  так 
 и  в  процессе  интеллектуальной   работы,   однако, существует  еще один 
аспект,  который не могут не учитывать люди, живущие в век  науки.  Источник 
 концепции  ki  лежит  в  системе взглядов на мир,  принятой в древнем Китае, 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 29
 <<-