|
безусловно, связанной с тайнами мироздания. Вопрос состоит в том, насколько это
понятие ki подходит к научному мировоззрению.
Когда древние люди использовали силу своего интеллекта и воображения,
чтобы понять функционирование вселенной, они пришли к концепции ki. Они
пробовали также об`яснить системы порядка в природе и космосе на основе
этого принципа. Я верю, что реальность концепции ki как источника
происхождения жизни сохранилась, однако, она была основана на
наблюдениях познаваемого мира и не включала информацию по неизвестной
вселенной.
В наш век науки непостижимая вселенная стала к нам гораздо ближе, и
фактически на основе научных знаний мы можем реально увидеть и коснуться
того, что раньше было далеко за пределами нашего восприятия, хотя и
сейчас это может быть лишь небольшая часть огромного пространства. Для нас
может оказаться важным поиск связей ki и современных научных взглядов
на вселенную, поскольку научное об`яснение может оказаться необходимым для
понимания концепции ki обычными людьми.
Научное изучение вселенной началось в конце 17 века с открытия
Исааком Ньютоном Закона всемирного тяготения как фундаментального
закона природы. С тех пор произошли значительные перемены, и быстрое
развитие привело к тому, что исследование вселенной стало обычным делом.
Современная космическая эра началась с Юрия Гагарина - русского космонавта,
который облетел вокруг Земли 12 апреля 1961 г. на космическом корабле "Восток
I". В условиях сильной конкуренции русских и американских ученых в области
космических исследований 20 июля 1969 г. американские космонавты успешно
совершили посадку на Луну на корабле "Аполлон 11", а Нейл Армстронг стал
первым человеком, ступившим на поверхность Луны. (Третий космонавт США,
сейчас сенатор США, Джон Гленн проявлял большой интерес к айкидо, посетил
Hombu Dojo и слушал лекцию Учителя Уесиба.) Исследование вселенной
с использованием космических кораблей и спутников продолжается, и может
оказаться интересным взглянуть, как это сочетается с нашим пониманием ki, но
это задача будущего. Однако, для наших целей могут пригодиться некоторые
предварительные замечания.
Недавно я прочитал книгу "Космос", которую написал Карл Сейган,
выдающийся астроном и лауреат Пултцеровской премии. В специальном
предисловии к японскому изданию д-р Сейган писал:
"Пифагор из древней Греции был тем, кто впервые использовал слово
"космос" для описания упорядоченной вселенной, доступной для человеческого
понимания. Определенно, во вселенной существует порядок. Это не значит, что
все находится в идеальном порядке, поскольку в свете научных исследований мы
знаем, что вселенная постоянно меняется и в ней много хаотического. Тем не
менее, космос, сочетающий упорядоченность и беспорядок, обладает
бесконечной красотой.
Наши тела сделаны из звездной пыли. Наше тело состоит из тех же атомов,
из которых состоят звезды. Мы дети звезд и звезды наш дом. Возможно, поэтому
нас очаровывают звезды и Млечный путь.
Он продолжает:
" Азот, содержащийся в наших генах, кальций в зубах, железо в крови и
углерод в нашем яблочном пироге были сделаны в космической кухне, на
звезде. Наши тела сделаны из тех же частиц, из которых состоят звезды.
Действительно, в очень глубоком смысле мы - дети звезд".
Д-р Сейган заключает, что человечество как наиболее продвинутый
вид на Земле должно осторожно относится к проведению новых технических
экспериментов и, как дети звезд, работать в гармонии с порядком,
существующим в космосе. Кроме того, он абсолютно убежден, что жизнь в
соотвествии с изменениями и состоянием вселенной необходима для сохранения
нашей цивилизации.
Не будучи философским трудом, "Космос" содержит большую информацию о
последних научных достижениях в области исследования космоса. И эта книга
снова напоминает нам что вселенная - источник нашей жизни, и что наши
жизни непосредственно связаны с ее порядком и изменениями. Имено в этом моменте,
хотя и на основе абсолютно другого подхода, проявляется сходство с
пониманием жизни в восточно-азиатской философии. Природа вселенной,
раскрытая достижениями современной науки, другого порядка - намного
сложнение системы мировоззрения, основанной на центральном
положении ki и может быть понята на основе только материальных
представлений. Но с точки зрения человечества, нашей жизни и нормального
существования ее абсолютную суть можно считать совпадающей с содержащейся
в азиатской философии. Что касается нормального существования, то
азиатская философия включает четкие представления о связи человека и
вселенной. По словам Учителя Уесиба необходимый путь - это "гармонизация
ki вселенной и индивидуальной ki, контакт со всем сущим через ki и слияние с
ki."
Вопрос о возможности научного обоснования концепции ki достаточно
сложен. Здесь может быть использована концепция биологического ритма,
разработанная лауреатом Нобелевской премии биологом д-ром Карлом фон Фришем.
Она не включает непосредственно понятие ki, но дает некоторую информацию
для размышления. В соответствии с этой теорией в процессе эволюции живые
организмы, находившиеся под влиянием различных циклических изменений,
синхронизировали с этими изменениями свою жизнь, выработав биологические
ритмы, информация о которых закрепилась в генах. Следовательно,
|
|