|
непреодолимое притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную
глубину. Тот кто прошел этот процесс познает некоторые стороны айкидо как
уникального боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость"
на показательных выступлениях, оно может быть действительно "жестким",
резким и динамичным, с мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами
(atemi). В противоположность возможным представлениям, оно включает
некоторые удушающие приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы
обезоружить противника и взять его под контроль.
Затем, он будет поражен, узнав насколько, даже на уровне новичка,
сложно овладеть базовой техникой и движениями, такими как страховки при
падении (ukemi), правильное определение расстояния (ma-ai), вход
(irimi) и другие движения корпуса (tai-sabaki). Фактически все тело, не
только руки или ноги, должно непрерывно скоординированно двигаться, причем
в движениях должны быть скорость, размах и мощность. Для того, чтобы
выполнять движения быстро и мягко, требуется очень высокая степень
концентрации и свободы сознания, сбалансированность и рефлекторность
движений.
Он осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто
большее, чем нормализацию дыхания - связь с энергией ki . Мастерство
дыхательной силы лежит в основе каждого перемещения и действия и дает
непрерывный поток движения. Более того, как мы увидим далее, оно
непосредственно связано с философскими аспектами будо, разработанными
Учителем Уесиба.
Наконец, по мере совершенствования ученика будет удивлять бесконечное
количество приемов с разными вариациями и применением,
отличающихся рациональностью и экономичностью движений. Только после
овладения сложными движениями айкидо он поймет центральное значение ki- как
индивидуальной энергии, так и энергии Вселенной. И затем он начнет ощущать
глубину и сложность айкидо как боевого искусства.
Короче говоря, только реальные занятия айкидо могут дать полное
понимание основной сущности будо - постоянная тренировка тела и разума ка
основной путь духовного развития человека. Только тогда можно полностью
понять отказ от соревнований и турниров и пользу показательных
выступлений, цель которых - показать процесс постоянной тренировки, а не
утвердить свою личность.
Гармонизация ki
В последние годы очень сильно возрос интерес к древней концепции
ki, хотя в большинстве случаев ее философские корни игнорируются. Коротко
говоря, по сущности ki- энергия как личная так и безличная, конкретная и
абстрактная; это основная созидательная энергия или сила жизни,
пересекающая время и пространство. Далее мы подробнее разберем значение ki,
а сейчас задимся вопросом о значении этого необычного интереса. Я верю, что
он отражает глубокую нехватку в современной жизни некоего главного
жизненного компонента, несущей энергию силы, которая может об`яснить смысл
и основу существования.
За достижениями науки и техники, как и за успехами в области экономики,
скрывается истощение человеческого духа. Похоже, что в этом судьба
современного человека. В глубине материального благополучия,
искусственных удобств и массовой бюрократизации жизни мы видим рост
неудовлетворенности и безразличия - признаков распространяющейся по миру
болезни. Более, чем когда-либо в истории, мы нуждаемся в открытии истинно
человеческого и истинно ведущего. Одно из последствий поисков решения этой
задачи - увеличение интереса Запада к азиатской философии и культуре, один из
аспектов которого - открытие ki как общей части
восточноазиатских духовных концепций. Это явление частично об`ясняет
интерес Запада к айкидо, название которого буквально означает Путь (do)
гармонии (ai) с ki.
Потребность в более полных знаниях о ki стала очевидной, когда я
посетил центры айкидо в разных странах. Например, в сентябре 1978 г. я
путешествовал по Бразилии, Аргентине и Уругваю. Я очень хорошо помню
слова Почтенного Луи Пантелеона, профессора права и судьи центрального суда
штата Сан-Паулу, который тогда говорил:
"Как человек, который сидит на скамье и судит других людей, я был
неудовлетворен самоуверенностью и материалистическими склонностями,
которые находил в себе. Я поступил в бразильскую школу Айкикай когда
осознал, что айкидо как боевое искусство выражает сущность японской
культуры. Занимаясь айкидо, я не только решил свои внутренние проблемы,
но и открыл ki, основу человеческого духа, спрятанную под покровом моей
личности. Я почувствовал себя действительно счастливым и радостным, и я верю,
что вырос как человек".
Во время церемонии открытия третьего конгресса Международной федерации
айкидо, который состоялся в Париже в конце сентября - начале октября 1980
г. президент Гай Боннфон также подчеркнул важный момент. Он сказал следующее:
"Мы верим, что только естественным образом айкидо, представляющее собой
высокоразвитую форму боевого искусства и благородное выражение японской
|
|