|
но нет ничего более страшного для будо, безусловная цель которого состоит
в освобождении от личного, постижении безличного и истинно
человеческого.
Сказанное не должно рассматриваться как критика других боевых
искусств, становящихся современными видами спорта. Такое направление было
исторически наиболее перспективно для их сохранения, особенно в Японии
после П Мировой войны, когда все боевые искусства развивались под
руководством бывших оккупационных сил. Даже в качестве спорта эти боевые
искусства привлекали множество людей, как в качестве участников, так и
болельщиков. Это положительный момент, поскольку нельзя отрицать, что молодежь
в боевых искусствах особенно привлекают соревнования и турниры, выявляющие
лучшего бойца. Несмотря на эту тенденцию развития, айкидо отказывается
присоединиться к такой системе классификации и остается верным исходному
положению будо: тренировке и развитию духа.
В мире айкидо иногда раздаются отдельные голоса, призывающие к введению
турниров и аргументирующие это необходимостью привлечь большее число
занимающихся, чтобы сохраниться в современное время. Фактически,
некоторые занимающиеся айкидо создали самостоятельные школы,
пропагандирующие "соревновательное айкидо". Это серьезное дело,
поскольку превращение айкидо в другую форму современного спорта могло
бы привести к его включению в национальные спортивные программы и в
будущем, возможно, в программу Олимпийских игр.
Айкидо четко отграничивается от подобных мыслей по очевидной причине:
задача айкидо - сохранение основ будо и духовное развитие боевого
искусства в соответствии с первым принципом будо, сформулированным
Учителем Уесиба: постоянная тренировка тела и разума как основной путь
духовного развития человека.
Традиции будо входят в полное соответствие с идеалами Основателя
и его положением о Пути, стремление к этому должно пересиливать все
остальные соображения. Истинная причина сохранения айкидо в
современном мире именно в его соответствии идеалам Учителя Уесиба, немотря
на то, что люди могут рассматривать его только как еще одну форму
искусства боевых единоборств.
Уникальное положение, занимаемое айкидо и четко отделяющее его как от
классического будо, так и от его современных форм, не может быть правильно
понято на основе сложившихся у людей стереотипов боевых искусств. Этот
факт, как и наличие базовых форм и движений, характерных только для айкидо,
может создавать некоторые трудности в популяризации этого искусства.
Рано или поздно все занимающиеся задают вопрос "Что есть айкидо?".
Даже опытные ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди,
которые видят движения и приемы айкидо впервые, бывают разочарованы или
настроены скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди
могут быть отнесены к одной из двух групп:
Первая группа включает тех, кто рассматривает айкидо с точки зрения
определенных предствлений о боевых искусствах, сформировавшихся на
основе прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по
айкидо, они по существу оказываюся разочарованы, поскольку ожидают
демонстрации грубой силы, единоборства, насилия и даже смертельных
приемов. С первого взгляда айкидо с его красивыми плавными движениями
кажется ненасильственным и даже пассивным. Часто раздаются такие
комментарии как: " Все кажется заранее запланированным и похожим на балет",
"в движениях нет переломного момента, высшей точки", "в критической
ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти критические высказывания
вполне понятны - они исходят в основном от молодых, ищущих острых ощущений
победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы боевых искусств состоят из
стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и уничтожения людей.
Во вторую группу входят те, кто познакомился с современными формами
боевых искусств, особенно с соревновательными формами, и рассматривает айкидо
с точки зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны:
"Почему в айкидо нет турниров на звание чемпиона, как в дзюдо, карате и
кендо?". "Почему оно ограничено показательными выступлениями, даже одно
из которых производит очень сильное впечатление?" "Из-за отсутствия
соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого, различить
новичков и опытных учеников". " Без соревнований никто не будет серьезно
заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания понятны,
поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.
Еще один наивный, но часто задаваемый вопрос это: "Может ли тот, кто
изучил айкидо, выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические
высказывания упрощены и поверхностны, они показывают игнорирование основного
принципа айкидо и неправильное понимание основной черты боевых искусств:
тренировки духа. Если человек, неспособный к самовоспитанию, хочет
показать свою физическую силу, и занятия айкидо привлекают его только для
техники борьбы, то его попросят уйти. Без реальных занятий айкидо,
включающих терпение и овладение опытом, попытки ответить на возникающие
вопросы не дадут полного удовлетворения.
Реальные занятия айкидо - это единственный способ постичь его
значение и получить какие-либо явные или неявные преимущества.
Для большинства занимающихся айкидо характерен такой процесс - начав с
сомнений и вопросов, приступив к практическим занятиям они постепенно
вникают в методы и сущность айкидо. Затем они начинают ощущать его
|
|