|
В связи с быстрым распространением айкидо по свету мы опасаемся,
что истинное значение этого искусства не всегда правильно преподносится
в теории и практике. Хотя мы приветствуем международное развитие айкидо, но
если оно не сохранит философские основы и принципы в том виде, в
котром они были сформулированы Основателем - Учителем Уесиба Морихеем, то
это будет действительно прискорбно. Из-за этого мы постоянно ощущаем свою
отвественность и постоянно работаем с целью улучшить эту ситуацию.
Очень своевременно то, что моя книга Aikido no kokoro теперь переведена
на английский язык под названием "Дух айкидо". Перевод сделан профессором
колледжа Смита Таитетсу Унно, долгое время изучавшим айкидо. Первое
японское издание вышло в 1981 г. к 50-ой годовщине Высшей Школы Айкидо. Книга
включает многие традиционные азиатские взгляды и идеалы, некоторые из которых,
возможно, будет тудно уловить. Но я надеюсь, что в процессе тренировок
на практике будет постигаться основная идея - динамическое состояние,
основанное на единстве универсальной и индивидуальной ki.
Я считаю, что эта небольшая книга предназначена главным образом для
занимающихся айкидо, но мне бы доставило большое удовлетворение, если бы и
любой другой читатель смог получить некоторое предствление об айкидо как
об особой форме искусства, призывающей не к насилию, а к гармонии мира.
УНИВЕРСАЛЬНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ KI
Уникальность айкидо
Айкидо - это по существу современное выражение Японских боевых
искусств (будо). Его ортодоксальность в том, что оно основано на
духовных и боевых традициях древней Японии, впервые упоминаемых в исторических
трудах и художественной литературе 8 века - произведениях Kojiki
(летопись событий древности) и Nihongi (хроника Японии) Это не значит, что
айкидо слепо следует традициям древних боевых искусств, просто сохраняя и
поддерживая их исходную форму в современных условиях.
Древние боевые искусства имеют историческую и культурную основу,
берущую начало в сражениях гражданской войны, и формализованную как
будо, Путь боевых искусств, в период правления династии Токугава
(1603-1868). Они должны быть правильно поняты и приняты. В своей
исходной форме они неприемлемы для современных людей и им нет места в
современную эпоху, которая для Японии началась с восстановления династии
Мейдзи в 1868 г.
Основатель айкидо, Учитель Уесиба Морихей, родился 14 декабря 1883
г. Живя в бурное время модернизации Японии, он посвятил себя созданию
боевого искусства, которое отвечало бы потребностям обычных людей, но не
было бы анахронизмом. Основоположения Учителя Уесибы были основаны
на следующих принципах: огромная любовь к традиционным боевым искусствам,
забота о том, чтобы они не были неправильно поняты, и глубокое желание дать
новую жизнь духовному качеству будо. Он шел к этой цели долгим путем,
основанным на постоянной тренировке в боевых искусствах с целью пронести
истины будо через события современной истории Японии.
Учитель Уесиба, безусловно, считал, что истинный дух будо не может быть
связан с атмосферой конкуренции и борьбы, когда доминирует грубая сила
и первостепенная цель - победа любой ценой. Он считал, что этот дух
должен быть постигнут в процессе совершенствования человека, как телесного,
так и духовного, за счет накопления опыта и тренировки на основе духа
боевых искусств. Для него только такое истинное проявление будо имело право
на существование в современном мире, находясь вне отдельной культуры или эпохи.
Его цель, глубоко религиозная по сущности, сводится к одному
положению: соединение фундаментальной созидательной силы ki,
пронизывающей вселенную, и индивидуальной ki, неотделимой от энергии дыхания
каждого отдельного человека. При постоянной тренировке тела и разума
достигается сотостояние гармонии индивидуальной и универсальной ki, которое
проявляется в динамичном движении потока энергии ki, свободного и текучего,
неразрушимого и неуязвимого. Это сущность боевых искусств Японии, включенная в
айкидо.
Гениальным Учителем Уесиба, который формулировал первый принцип будо
как постоянную тренировку тела и разума, являющуюся основой духовного развития
человека, этот принцип был воплощен в соответствующее боевое искусство,
айкидо. Сейчас айкидо - боевой дисциплиной, наиболее подходящей для нашего
века, - занимается бессчетное количество людей - представители всех
уровней и классов общества.
Определение айкидо как современного будо вовсе не означает, что оно
приобрело черты, характерные для других "осовремененных" форм будо, таких как
дзюдо, карате и кендо. В то время как айкидо развивает духовные аспекты
боевых искусств на основе тренировки тела и разума, другие направления
основаны на соревновании и турнирах, что подчеркивает их силовую природу,
обеспечивая тем самым для них место в мире спорта.
Айкидо, напротив, отказывается стать соревновательным видом спорта и
отвергает все формы соревнований и турниров, включая деление на весовые
категории, классификацию по числу побед и награждение победителей. Такие
вещи рассматриваются лишь как поощрение эгоизма, развитие
самоуверенности и неуважения к другим. Великая сила толкает людей на
занятия спортивными боевыми единоборствами - каждый хочет быть победителем,
|
|