|
Интернационализация и традиция
Третий Конгресс Международной Федерации Айкидо состоялся в Париже в
1980 г. Делегаты всего мира обсудили и единодушно одобрили
интернационализацию айкидо на основе Hombu Dojo Токио в качестве центра.
Несомненно, четырехдневный конгресс проходил в атмосфере энтузиазма,
вызванного принятием этого важного факта.
Наиболее впечатляющим было мнение делегатов о том, что айкидо
включает в себя лучшие черты духовной культуры Японии. Они не только отмечали
уникальность айкидо, но и признали, что его философская база имеет
глубокие корни в японских традициях. Фактически, большинство
придерживалось той точки зрения, что интерес к айкидо непосредственно
связан с тем, что оно представляет лучшую часть японской культуры.
Я упомянул об этом, поскольку какое-то время я был озабочен путем
развития традиционных японских боевых искусств за границей. ПРи переносе в
другую страну некоторые боевые искусства, похоже, теряют свои четкие
традиционные корни и становятся связанными только с физической
подготовкой. В результате центр искусства смещается в страну, где готовят
наиболее хорошо физически и технически подготовленных участников
соревнований. Я не могу согласиться с тем, что
это неизбежная сторона интернационализации. Что касается айкидо,
то в уникальной японской философии заложена его сущность и, по моему мнению,
все отвергающие эту философию не могут считаться занимающимися айкидо.
Смысл интернационализации не в том, что уникальные традиции становятся
интернациональными, а в том, что занимающиеся айкидо во всех странах должны
изменить свои представления так, чтобы они соответствовали традициям.
В течение всего Конгресса я об`яснял делегатам из разных стран свою
точку зрения, и я верю, что большинство ее приняло и поддержало. Вероятно,
причина этого в том, что айкидо - это в первую очередь путь духовного
развития, отвергающий любые формы соревнований и турниров, где предусмотрены
победа или поражение и все направлено на победу.
Система турниров - корень проблем, возникающих в процессе
интернационализации японских боевых искусств. При том, что турниры
играют несомненно положительную роль в распространении боевых искусств в
мире, они также подавляют уникальные качества будо(отличающие его от
буджитсу), где на первом месте стоит развитие духа. Когда все решает
сила, японские пути боевых искусств теряют свою истинную сущность, и вполне
естественно, что центром становится центр физического развития. Когда
такое случается, Япония больше не может претендовать на то, что
созданное ей боевое искусство основано не на грубости и насилии, а на мире и
любви.
Я останавливаюсь на этом моменте, поскольку не хотел бы видеть, как
айкидо повторяет ошибки других распространяющихся в мире боевых искусств.
Конечно, я очень признателен инструкторам за большие усилия по
распространения этого искусства в разных странах. Распространение айкидо
началось с 1950-х годов во Франции, на Гаваях, в Нью-Йорке и других
частях США, и продолжилось в 1960-х годах в Англии, Италии,
Бразилии, Аргентине, Австралии и странах Южной Азии. Я приветствовал это
развитие, но не мог сразу ответить на многочисленные приглашения посетить
иностранные центры айкидо в первую очередь по изложенным выше соображениям.
Внимательно рассмотрев ситуацию я понял, что мы могли бы добиться
успеха, исходно проясним два важных момента, касающихся айкидо: суть айкидо в
уникальной японской философии, которая ставит на первое место духовное
развитие в соответствии с первым принципом будо; и айкидо, основаное на
традициях, заложенных Учителем Уесиба, есть единственная истинная форма
айкидо. Поняв и приняв эти два принципа мы избежим ошибок, которые возникали
в процессе распространения других боевых искусств. И пока мы будем сохранять
правило отказа от турниров в айкидо, мы не утратим принадлежности к
истинному будо.
Эти вопросы были в самом центре внимания при обсуждении возможности
образования Международной Федерации Айкидо в Мадриде в ноябре 1975 г. Первое
Общее Совещание Международной федерации айкидо состоялось в Токио в октябре
следующего года, а к 1981 г. Федерация включала 40 стран и более 100 тыс.
занимающихся, из них 20 тыс. только во Франции.
Третий Конгресс Международной Федерации айкидо в 1980 г. был истинной
демонстрацией начала новой эпохи развития мирового айкидо. Лично Я, как
Главный Учитель, был очень вдохновлен поддержкой своих взглядов на
дальнейшее развитие интернационального айкидо.
Просматривая газеты после возвращения в Японию, я нашел статью в
Nihon Keizai Shimbun (30 сентября 1980 г.) в которой, в частности, говорилось:
"Значительный интерес к боевым искусствам Японии поистине достоин удивления.
Сначала это касалось только дзюдо, но сейчас повсеместно появляются
школы каратэ и айкидо, занятия в которых привлекают множество и простых людей
и интеллектуалов. Начиная с сегодняшнего для в течение 5 дней (30
сентября-4 октября) в Париже состоится конгресс Международной Федерации
айкидо. В конгрессе участвуют делегаты из 40 стран Европы, Северной и Южной
Америки, Юго-Восточной Азии и других районов. На показательных выстеплениях,
которые будут проведены на 3-ий день, ожидается 5 тыс. зрителей.
Почему Японское будо столь популярно? Что касается айкидо, то это не
соревновательный спорт, выявляющий победителей, и все - пожилые люди, старики,
|
|