|
показывает, что это лишь направление Кодокан какого-то более широкого искусства.
Он решил ввести новое название - айкидо, чтобы выделить свое искусство как
уникальную и четко отличающуюся от других форму будо, а затем вступить в
ассоциацию с этим новым названием. В феврале 1942 г. айкидо стало
официальным названием школы Основателя. Прошло 22 года с зарождения школы
Ueshiba Juku в Аябе.
Чтобы в полной мере принять введение названия айкидо и понять
некоторые основания для этого, включая изменения в мыслях основателя, мы
должны обратить внимание на создание Храма Айки в городе Ивама префектуры
Ибараки, к северо-востоку от Токио. Это место, известное всем занрмающимся
айкидо, оказалось особенно важным для новых начинаний, последовавших
после Второй Мировой войны.
Мысль о создании духовного центра айкидо появиласть у Основателя
около 1935 г. Она зародилась из глубокого осознания необходимости поиска
истин вселенной на основе будо. Для этой цели он хотел иметь специальное
место. С созданием крепкого центра айкидо в Токио его желание
распространения в мире истинного будо в чистом виде было выполнено, и
он радовался достигнутым успехам. Но, в тоже время, он был неудовлетворен
лишь этим и фактически, казалось, ему не нравилось то, что принесла слава -
ограничение возможностей личной жизни и недостаток времени. Основатель
проявлял полное безразличие к предметам обычных желаний человека -
социальному положению, почестям и наградам, материальным благам и
удобствам. Его единственной потребностью было развитие духа на основе
изучения будо.
Около 1935 г., использовав небольшие собственные сбережения, он начал
работать в лесном районе в пригороде города Ивама. Фермерство было у него
в крови, что показывает его деятельность по колонизации района Ширатаки
на Хоккайдо, и он планировал обрабатывать замлю и очищать дух для
духовного будо. Но его желание вернуться к обработке замли не могло
быть легко исполнено, поскольку как известный мастер боевого искусства он
постоянно получал приглашения в разные места, и его рабочее расприсание
не оставляло ему времени для осуществления настоящего желания.
Военное время, когда все формы боевых искусств пытальсь организовать
в виде единой бюрократической системы, представило уникальную возможность.
В условиях, сделавших невозможным продолжение нормального развития
айкидо от него больше не требовалось направлять это развитие, а по мере
сгущения туч войны уменьшалось число его учеников и число приглашений
для представления айкидо. Несомненно, он чувствоал, что это идеальное время
для принятия решения на будушее. Приказ присоединиться к Японской
Ассоциацией боевых искусств как часть военной политики был последней
каплей. После этого Основатель объявил об образовании айкидо, и затем
принял решение о жизни в Иваме для развития своего собственного пути.
Основатель был патриотом в истинном смысле, и верил в желание человека
отдать жизнь за Родину. Он решил не выступать против национальной военной
политики. В то же время, он был не согласен с решением соединить все формы
будо под юрисдикцией правительства, для него это указание и любовь к Родине не
имели ничего общего. Более того, новая организация требовала все больше
ибольше бумажной работы и присутствия на заседаниях, а и то и другое
противоречило его желанию продолжить поиск своего поимания будо.
При полном отсутствии интереса он сказал: "Я не гожусь для бумажной
работы. Для меня возможны только занятия по айкидо" И, сказав это, он послал
одного из своих ближайших учеников, Хираи Минору, представлять айкидо на
заседаниях. Я в то время еще был студентом Высшей школы Васеда, но он
назначил меня главным инструктором школы в Токио и потребовал, чтобы
его лучшие ученики, такие как Осава Кисабуро, сейчас главный инструктор,
помогали мне. Затем он уехал из Токио в Иваму с моей матерью Хатсу. Это
было сделано так, как Основатель делал все - не теряя времени при выполнении
принятого решения.
Город Ивама расположен надалко от Мито, центра науки и искусств
эпохи Токугава. Тогда тот район был малонаселенным, встречалось лишь
отдельные фермы и везде был густой лес: 90% территории было занято
соснами, фруктовыми и другими деревьями. Основатель расчистил 20 тыс tsubo (6,
62 га) территории и начал обрабатывать землю, воплощая в жизнь свою
долгую мечту о соединении фермерства с боевым искусством. Посетители
его маленького дома были потрясены его убогостью, но Основатель
находился в самом высоком состоянии духа.
Поселившись в Иваме, Основатель держал в уме три плана реализации
своей идеи истинного будо. Первым было создание Храма Айки, который бы
символизировал Путь ai-ki и дух айкидо. Вторым было создание школы на свежем
воздухе, пронизанной природной ki, где было бы возможно обучение идеальному
будо в форме take-musu. Третим была реализация его давней мечты о соединении
фермерства с боевым искусством. Он хотел связать занятия будо (take),
находящиеся в гармонии с защитной жизненной силой (musu) и работу фермера, за
счет которой земля дает пищу, поддерживающую жизнь.
Храм Айки был создан как место поклонения 43 богам, защищаюм айкидо и
дающим ему созидательную силу. Он стал священным местом для всех занимающихся
айкидо, решивших продолжать путь во благо всего сущего. Выбранные 43 божества,
связанные с боевыми успехами и другими достижениями, прославлены в
традиционном фольклоре Японии. Основатель свято верил, что его сила в будо
|
|