|
слова ai-ki. В разных вариантах будо встречаются отдельные упоминания об идее
"совмещения" (ai) ki с противником в поединке, но это первое употребление
такого словосочетания. Могут быть найдены также упоминания об aiki-jutsu,
но это выражение имело психологический смысл и не включалось как составная
часть в обозначение боевых искусств. В недавно вышедших книгах
встречается несколько упоминаний о популярном среди обычных людей
ki-aijutsu, но то была психологическая система, не имевшая ничего общего с
будо как таковым.
В то время как выбор нового названия aiki мог быть связан с влиянием
школ Кито и Дайто, которые обе основаны на принципе ин и янь и использовании
ki, основным источником были собственные занятия Учителя Уесиба, его
жизненный опыт и результаты постижения сущности ki за время жизни в Аябе.
Наиболее заметное влияние оказало постижение koto-dama, которое он в
последние годы жизни постоянно упоминал в лекциях, письменных трудах
и руководствах.
Aiki-bujutsu было воспринято не сразу. Вместо этого люди называли
новое будо Ueshiba-ryu или Ueshiba ryu Aiki bujutsu. В то время слава
Учителя Уесиба продолжала распространяться по стране. Переломным моментом
стал период 1924-1925 г., когда, как уже рассказывалось выше, он отправился в
экспедицию в центральную Монголию, и затем вскоре принял вызов молодого
моряка-офицера в Аябе, достигнув suri-kiri - сотояния просветления разума и
тела, проявляющегося в соединении собственной ki с ki вселенной. Ему было
тогда чуть больше 40 лет, и это создало основу его боевого искусства.
Мы, следовательно, можем сказать, что 1924-1925 годы отмечают
начало духовного развития айкидо, поскольку начиная с этого времени
Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что: "Истинное будо - это путь
великой гармонии и великой любви всего сущего", и что каждое движение - это
проявление единства ki, разума и тела.
Осенью 1925 г., после повторных просьб оказывавшего ему большую
поддержку адмирала Такешита Исаму, Основатель отправился в Токио для
показательных выступлений перед избранной аудиторией, включавшей будущего
премьер-министра Ямамото Гоннохио. На Ямамото выступление Основателя произвело
глубокое впечатление, и он дал ему возможность провести в течение 21 дня
специальный семинар во Дворце Аояма для экспертов дзюдо и кендо высокого
ранга из Императорского агентства охраны. Весной 1926 г. он был вновь
приглашен адмиралом Такешита в Токио и давал уроки aiki-bujutsu
представителям Императорского агентства охраны, офицерам армии и флота и
ведущим представителям мира политики и бизнеса. В 1927 г. по настоянию
Адмирала Такешита и Дегучи Онисабуро он простился с Аябе и переехал в Токио.
В течение следующих трех лет он открыл ряд школ в районе ШИбе Токио и
учил aiki-bujutsu многих людей, включая экспертов других боевых искусств
высокого ранга. Появились признаки признания будо Основателя чем-то большим,
чем традиционные боевые искусства, и некоторые люди начали использовать для
его описания слово айкидо. В октябре 1930 г. основатель школы дзюдо Кодокан
Кано Джигоро, видевший высокое искусство Учителя Уесиба, назвал его идеальным
будо и даже послал к нему нескольких своих лучших учеников.
Несмотря на попытки введения отбора, количество учеников продолжало
расти, и основатель столкнулся с необходимостью иметь более крупную школу.
В 1930 г. он основал новыю школу в Вакаматсу-чо, Токио, сначала взяв
в аренду, а затем приобретя здание в собственность у семьи Огасавара. Новый
тренировочный центр, названный Kodokan Dojo был достроен в апреле 1931 г.
Как говорилось раньше, на этом же месте сейчас находится Центральная Школа
Айкидо.
В 1936 г. Основатель решил сделать четкими различия между старыми
боевыми искусствами и своей школой на основе включения в свое искусство
философских и духовных компонентов. Чувствуя, что суть нового искусства не
соответствует старым традициям боевых искусств, он отказался от термина bujutsu
и назвал свое искусство aiki-budo. Этот необходимый и неизбежный шаг
стал основой дальнейшего развития его школы. Как основатель новой
системы боевых искусств, он чувствовал высокую необходимость подчинения
своей собственной деятельности развитию пути для всех, кто мог бы быть в нем
заинтересован.
В 1939 г. он подал официальный запрос на юридическое признание
своей организации под названием Кобукай. В последующие годы удовлетворение
этого запроса сделало айкидо официально признанной системой и послужило
началом Золотого Века айкидо. Число занимающихся росло и имя Учителя Уесиба
стало известнее, чем когда бы то ни было.
Начало второй Мировой войны в декабре 1941 г. и возрастающий сдвиг к
милитаризму в Японии могли лишь задержать развитие айкидо. После того,
как большинство молодых людей было призвано в армию, число занимающихся
айкидо резко сократилось. Одним из действий правительства, стремящегося к
мобилизации сил страны в военных целях, был приказ об объединении всех
боевых искусств в единую контролируемую организацию. В 1942 г. разные
направления дзюдо, кендо и других боевых искусств были объединены в Великую
Японскую Ассоциацию Боевых Искусств.
Хотя Основатель не выступал явно против решения
правительства, он был явно разочарован тем, что будо, основанное им как
отличающее от других видов было вынуждено стать частью такой организации.
Сильно опасаясь смешения с другими группами в качестве лишь еще одной
формы боевого искусства, он пришел к ощущению, что название KObukan Aiki-budo
|
|