|
рассматривает все предметы и всех людей не в перспективе из собственного центра,
а относительно, через их центры. В кругу бесконечного движения каждая
точка становится центром Вселенной. Способность видеть все сущее вне личности
- центральная концепция единства с природой системы Синто -
соответствует тому, что буддисты называют Мудростью, тому, что в своем высшем
проявлении не содержит ничего, кроме движения.
Такой взгляд составляет основу всех Путей боевого искусства и культуры
по традициям Японии. Айкидо, созданное гениальным Учителем Морихеем Уесиба
(1883-1969) воплощает эту основу в современных условиях.
В одной из своих лекций, об`ясняя слушателям сущность своего искусства,
он утверждал:
" Смысл будо не в том, чтобы поразить противника с помощью силы или
смертельного оружия. Не предназначено оно и для уничтожения мира оружием
или другими средствами. Истинное будо призывает к упорядочению внутренней
энергии вселенной, защите мира в мире, концентрированию и сохранению
правильных форм в природе. Тренировка в будо способствует усилению
внутри моего тела и духа любви к kami - божеству, охраняющему, берегущему и
совершенствующему все в природе.
Учитель Уесиба постоянно подчеркивал, что боевое искусство должно быть
созидательной силой, создающей любовь, в свою очередь ведущую к созидательной,
полной жизни. Это может быть сказано и о его собственном жизненном пути,
полностью посвященном боевым искусствам. В одной из своих последних бесед он
сказал: "Айкидо - это истинное будо, вырабатывающе всеобщую любовь. Это защита
всех живых существ, это средство, дающее всему сущему жизнь и
определяющее место. Это источник развития не только истинного боевого
искусства, но и основа роста и развития всего сущего."
Айкидо, оставаясь формой традиционного боевого искусства, вырабатывает
эту всеобщую любовь путем интенсивной тренировки тела. Однако, тяжелая
физическая работа не может быть отделена от развития разума и реального
духовного роста. Хотя многие люди и не достигнут конечной цели, основной
элемент всего процесса - тренировка, не имеющая ни начала, ни конца. И на
таком пути, в самый неожиданный момент, может появиться понимание сущности
айкидо как жизненного Пути, а не только боевого искусства.
Нам очень повезло, что сын и наследник Учителя Уесиба, Уесиба
Киссомару, в настоящее время ведущий Учитель (Дошу) айкидо, согласился
перевести свою написанную по-японски книгу на английский язык. Он убежден,
что истинная сущность айкидо, свободная от взаимной конкуренции,
как личной, так и национальной, должна надежно сохраняться в
тренировочном центре. К тому же, слово dojo "место просветления"
произошло от санскитского bodhimanda, что значит место превращения
личного сознания в безличное.
Таитетсу Унно ВВЕДЕНИЕ
Недавнее распространение айкидо по всему миру не менее, чем
феноменально. Общее число занимающихся айкидо сегодня более миллиона, и
Международная Федерация айкидо стала сильнее, чем когда-либо. Причина
этого в самом айкидо, которое, как мне представляется, выражает как в
теории, так и на практике высшее проявление боевого и духовного искусства,
созданного традиционной Японской культурой.
Айкидо выражает реальные явления: плавный поток естественных движений, в
котором скрывается великая сила ki. Цель айкидо - формирование идеальной
человеческой личности за счет соединения тела и разума путем интенсивных
умственных и физических тренировок и достижения динамичности как
активного состояния, так и покоя. Духовность основного принципа и
рациональность его воплощения лежат в основе международной известности
айкидо. Усиленное развитие науки, техники и материальных компонентов
цивилизации в современную эпоху сопровождается ожесточением человеческого
духа, который привыкает к отсутствию отдыха, состоянию неуверенности и
потере направления. Этому способствует угроза ядерной катастрофы; человечество
сейчас находится на грани глобальной болезни.
В эту эпоху резкого обесчеловечивания айкидо становится особенно
притягательным. Особенно важен тот факт, что каждый человек, независимо
от возраста, пола и физической подготовки может в процессе тренировок
осуществить соединение основного созидательного принципа ki- компонента
вселенной и индивидуальной ki, проявляющейся в энергии дыхания. Это
соединение служит источником жизненной энергии, который не только
заполняет духовную пустоту, но и наполняет повседневную жизнь реальным
содержанием.
Духовная основа боевые искусств Японии изначально была заложена в
цели победы на поле боя. Но победа живет недолго; она быстро проходит и
исчезает. Кто-то может выйти из сражения победителем, но эта победа
никогда не даст окончательного удовлетворения. Поэтому существует
потиворечие в посвящении жизни интенсивным тренировкам для достижения того, что
длится недолго.
Это противоречие было разрешено с формированием будо (Пути боевых
искусств), и его наиболее перспективного современного продолжения -
айкидо. Айкидо учит пути достижения абсолютной победы на основе философии
отсутствия протвоборства. Отсутствие противоборства означает подавление
человеческих инстинктов агрессивности и столкновения и направление их по
пути любви. Такая философия кажется странной для боевых искусств, но в ней
сущность будо.
|
|