|
соревнование? Неужели из простого любопытства? Нет! Я осознал истинный ответ:
это была чрезмерная уверенность в своих силах. Другими словами, это была
самонадеянность. Я поступил вопреки духу каратэ, и мне было очень стыдно.
Даже сегодня, много лет спустя мне становится, стыдно за себя, когда я
рассказываю об этом случае.
Гуманность
Возле дома моего дедушки, на вершине холма Бэнгадакэ, рос густой лес. В
этом лесу находилось место поклонения, приносящее удачу тем, кто молился здесь.
Сюда приходили многие жители Наха и Сюри. Лес этот был виден всем морским
путешественникам с кораблей, бросавших свои якоря в заливе Тюдзо.
Однажды вечером я возвращался домой из деревни Нисахара и поднялся уже
почти до вершины этого холма, как вдруг увидел человека, который изо всех сил
бежал мне навстречу. Если бы я не увернулся в сторону, мы бы с ним столкнулись.
Было уже совсем темно, однако, по движениям этого человека я понял, что он
понятия не имеет об искусстве самозащиты. Человек нырнул в заросли сахарного
тростника и исчез в его высоких стеблях. С тростникового поля не доносилось ни
звука, поэтому я подумал, что человек упал, ударился головой о камень и потерял
сознание.
В темноте я тщательно обыскал поле, но не нашёл никаких следов этого
человека. Тогда я спустился для поисков в маленькую ложбинку, где была
деревенская выгребная яма. Вокруг этого места стояло ужасающее зловоние. Я
хотел пройти мимо, но вдруг заметил что-то плавающее в грязи и похожее на
большую дыню с тёмной коркой. Это была голова того самого человека, который
бежал с холма. Я скорее подал ему руку и вытащил его из грязи.
К моему огромному удивлению, он, не сказав мне ни слова благодарности,
снова бросился бежать вниз с холма. Почти одновременно с противоположной
стороны послышалась звонкая трель свистка, и из темноты появились три фигуры в
чёрном. Прежде, чем я успел произнести хоть слово, они схватили меня. «Стойте,–
крикнул я,– вы ошиблись, я совсем не тот, который вам нужен.» К этому моменту
было уже ясно, что эти трое – деревенские стражники. Не теряя времени, они
достали верёвку, чтобы связать меня. Я догадался, что стражники гонятся за
человеком, упавшим в деревенскую выгребную яму.
– Подождите минутку,– повторил я,– вы делаете ошибку.
– Не ври нам,– грубо сказал один из стражников,– и не создавай нам проблем.
Эта троица была совершенно уверена, что я именно тот, кого они здесь
ловили. Я настойчиво отрицал это и терпеливо доказывал, что нужный им человек
всего несколько минут назад упал в выгребную яму и убежал после того, как я
помог ему выбраться из неё.
Сначала стражники даже не слушали меня и только после того, как я повторил
свой рассказ несколько раз, они мне поверили. Затем они спросили меня о
возрасте человека и о том, как он выглядел. Я ответил, что было слишком темно,
чтобы я мог что-то увидеть, но после падения этого человека в выгребную яму
спутать его с кем-то другим невозможно.
После этого мы все побежали с холма вниз в том направлении, куда скрылся
беглец. Когда мы спустились к подножию, то услышали крики. Нам кричали, что уже
нашли кого-то, лежащего на земле лицом вниз. Оказалось, что того же преступника
искала и другая группа стражников, и они нашли его посреди картофельного поля.
Он лежал без сознания, и от него исходил отвратительный запах. Без сомнения,
это был именно тот человек, которого ловили стражники. Они собирались связать
преступника и отвести в тюрьму, но я из чувства гуманности предложил им сначала
очистить его от грязи.
– Хорошо бы, только где же это можно сделать? – сердито спросил один из
стражников.
– Ведите его ко мне домой,– ответил я,– это вам по пути.
Так мы и сделали. Мы сняли с беглеца всю грязную одежду и обмыли его у
колодца. Когда я увидел, что с ним случилось, мне стало искренне жаль его. Из
глубокой раны на правом бедре бежала кровь, а его левое бедро было темно-синего
цвета, порезался он при падении в выгребную яму, а вот большой синяк был
результатом моего неумышленного удара. Этот удар я нанёс ему ногой, пытаясь
избежать столкновения, когда он наскочил на меня, сбегая с холма.
Когда я узнал, что этот беглый преступник имеет длинный «послужной» список
обвинений в кражах, разбое и изнасиловании, моё чувство жалости к нему исчезло.
Миролюбие
В округе Кокурё, расположенном в северной части острова Окинава, на берегу
моря соседствуют две рыбацкие деревушки – Мотобэ и Сяка. После реставрации
Мэйдзи в деревушке Сяка поселились мелкие окинавские самураи, которые были
очень недовольны новым правительством в Токио. С того времени Сяка стала
главным источником бесконечных конфликтов, сотрясающих округ Кокурё год за
годом.
Конфликт, о котором я хочу вам рассказать, разгорелся приблизительно через
пятнадцать лет после начала моей педагогической деятельности из-за какой-то
ссоры между жителями двух указанных деревень. Местные власти не сумели её
уладить и, поскольку конфликт не прекращался, они обратились в полицию Наха.
В то время я преподавал в маленькой школе округа Тюто, расположенной
неподалёку от залива Сэнно, и мечтал о переводе в школу в центре города Наха.
|
|