Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Боевые искусства :: Биографии великих мастеров боевых искусств.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 24
 <<-
 
этом происшествии, ему не оставалось ничего иного, кроме как исключить своего 
лучшего ученика «за нарушение правил Кодокана». Сайго сбежал в далекий Нагасаки 
и бросил занятия дзю-дзюцу и дзю-до (в Нагасаки Сайго занялся кю-до, японской 
стрельбой из лука, и достиг в этом искусстве не меньшего совершенства, чем в 
дзю-дзюцу). Когда Сайго умер, Кано, в знак прощения, присвоил своему 
своенравному бывшему ученику посмертный ранг «Шестой Дан Кодокан Дзю-до».
В 1891 году Кано, которому исполнился тридцать один год, решил, что пришла пора 
обзавестись семьей, и, после поисков подходящей партии с помощью старших, 
женился в августе того же года на Сумако Такэдзоэ. Увы, уже в следующем месяце 
Кано пришлось покинуть жену и принять должность директора Пятой высшей школы в 
отдаленном Кумамото.
Как обычно, нововведения в образовании медленно доходили до провинциальных 
районов, поэтому Кано рассматривал свою работу в Пятой высшей школе как особое 
испытание. Бюджет ее был мизерным, хозяйство скудным, а учителя — недостаточно 
подготовленными. Не было в ней и додзё. В отсутствие средств на его постройку, 
Кано и его ученики вынуждены были заниматься прямо под открытым небом. Позже, 
когда у школы появилась возможность построить додзё, к Кано присоединилось 
несколько его воспитанников из Токио и они занялись распространением Кодокан 
Дзю-до в Южной Японии.
Одним из новых учителей, нанятых в школу — предположительно, по личному 
приглашению Кано, хотя остается неясным, как они познакомились, — был Лафкадио 
Хирн (1850—1904). Хирн написал эссе о дзю-дзюцу, вошедшее в его книгу «С 
Востока», которая была впервые опубликована в 1894 году. В этом не очень 
связном сочинении мало говорится о Кано и дзю-до, но выражается очень верная 
мысль о том, что в общении с силами Запада японцам следует придерживаться духа 
дзю-до — «гибко, но твердо». В своих воспоминаниях Кано описывает очень 
торжественную церемонию, проводившуюся в городе;
все ее участники были одеты в западном стиле: строгие сюртуки, европейские 
платья или военная форма, за исключением единственного человека, облаченного в 
японскую одежду, — Лафкадио Хирна, В 1893 году Кано вернулся в Токио и занял 
пост директора Первой высшей школы, а немногим позже — ту же должность в 
Токийском педагогическом училище. Теперь он смог воссоединиться со своей женой, 
и в конце года у него родился первый ребенок, девочка. У этой супружеской пары 
было восемь детей — пять девочек и три мальчика.
На следующий год в Сима То-мидзака-тё был выстроен прекрасный додзё на сто 
матов, и тогда впервые была назначена небольшая оплата за обучение (в течение 
всей жизни Кано оплата занятий в Кодокане оставалась вполне приемлемой 
благодаря поддержке множества щедрых покровителей).
В том же 1884 году началась китайско-японская война. Последовавшая военная 
горячка сделала практику дзю-до более популярной, хотя сам Кано не делал ничего,
 что поощряло бы подобные настроения. В течение этого времени часто происходили 
случаи «продуктового бандитизма». В Кодокане появился похититель, который в 
течение нескольких дней таскал продукты у живущих в школе студентов. Два 
ученика были поставлены на страже, но, когда они набросились на бандита, 
облаченного в облик китайского ниндзя, он жестоко избил их, после чего 
усмехнулся:
«Жалкие слабаки! Неужели это лучшие из тех, кого смогли поставить на охрану?» 
Выслушав отчет о тревожном ночном событии, старшие воспитанники додзё пришли в 
замешательство. Если им необходимы четыре-пять учеников Кодокана, чтобы 
справиться с одним бандитом, это бросит тень на авторитет их дзю-до, потому они 
решили обратиться к Сакудзиро Иокояма (1862—1912) с просьбой о защите чести 
Кодокана. Прославившийся своим ошеломляющим тэнгу-нагэ и носивший прозвище 
«Демон», Иокояма однажды в течение пятидесяти пяти минут вел поединок с 
чемпионом по дзю-дзюцу по имени Накамура, пока начальник полиции столицы, перед 
которым проходило это состязание, не вмешался и не огласил ничью.
Следующей ночью, как и ожидалось, бандит спустился с крыши, и завязался 
эпический бой. Кем бы он ни был, грабитель определенно хорошо владел китайским 
кулачным боем, но у Иокоямы были свои приемы. В результате ни один из них не 
мог похвастаться победой, но бандит никогда больше не возвращался к новой 
встрече с Иокоя-мой или кем-то из Кодокана.
В 1895 году в Кодокане были официально введены гокё-но-вадза, пять групп 
инструкций. Каждая группа состояла из восьми показательных техник — взмахи 
ногами, броски и падения. В 1986 году была окончательно установлена сётю-гэйко 
— так сказать, «тренировка в разгар лета», жаркая противоположность холодной 
«зимней тренировке», которая практиковалась там уже давно.
В течение этого года Кано начал читать регулярный курс лекций по Трем Элементам 
дзю-до, суть которых можно выразить следующим образом. 
Дзю-до как физическое образование 
Цель физического образования, говорил Кано, заключается в том, чтобы сделать 
тело «сильным, полезным и здоровым». Далее, в процессе физического образования 
все мышцы тела должны развиваться симметрично. Прискорбно, по словам Кано, что 
большинство видов спорта обычно развивают лишь определенные группы мышц и 
пренебрегают другими. В результате возникает физическая неуравновешенность. 
Кано разработал для занимающихся дзю-до определенный набор разогревающих 
упражнений, развивающих все мышцы тела. Кроме того, необходимы регулярные 
практики как ката, так и рандори. Ката, которые нужно выполнять как право, так 
и левосторонними, несут в себе основы атаки 'и обороны. С другой стороны, 
рандори представляет собой тренировку в вольном стиле. В обоих случаях все 
движения должны выполняться согласно принципу сэйрёку дзэн-ё — «наиболее 
эффективное использование силы». 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 24
 <<-