Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мемуары и Биографии :: Мемуары великих спортсменов :: Боевые искусства :: Биографии великих мастеров боевых искусств.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 24
 <<-
 
Дзю-до как спорт 
Рандори является основой состязания в дзю-до, спортивным элементом системы Кано.
 Летальные приемы в нем запрещены, и противники пытаются одержать чистую победу 
благодаря отточенной технике, наиболее эффективному использованию энергии и 
надлежащего чувства времени. Рандори представляет собой, таким образом, 
проверку прогресса человека в освоении этого искусства и позволяет ученику 
оценивать, насколько хорошо он способен действовать в сравнении с другими. 
Отмечая важность рандори, Кано особо подчеркивает, что соревновательность 
является лишь частью системы Кодокан Дзю-до, и ее значение не следует 
переоценивать. 
Дзю-до как этическая подготовка 
Обучение Кодокан Дзю-до, по мнению Кано, помогает человеку стать более 
бдительным, уверенным в себе, решительным и сосредоточенным. Еще более 
существенно то, что Кодокан Дзю-до рассматривалось как средство обучения 
применению другого важнейшего принципа Кано — дзита кеэи, «взаимопомощь и 
сотрудничество». В применении к общественной жизни, принципы Кодокан Дзю-до — 
прилежность, гибкость, экономичность, хорошие манеры и этичное поведение — 
являются огромным благом для всех.
В своих лекциях Кано, кроме того, выделил Пять Принципов дзю-до в повседневной 
жизни:
1. Внимательно наблюдай за собой и обстоятельствами собственной жизни, 
внимательно наблюдай за другими людьми, внимательно наблюдай за всем окружающим.

2. Владей инициативой в любом начинании.
3. Осмысливай полностью, действуй решительно.
4. Знай, когда следует остановиться.
5. Придерживайся среднего между радостью и подавленностью, истощением и ленью, 
безрассудной бравадой и трусостью.
В течение трех последующих десятилетий происходило последовательное 
распространение Кодокан Дзю-до как на его родине, так и за ее границами. Все 
эти годы Кано выдерживал полную нагрузку руководителя Кодокана, директора 
Токийского высшего педагогического училища, члена множества правительственных 
консультационных комитетов и, с 1909 года, роль главного представителя Японии в 
Международном Олимпийском Комитете (в довершение, в 1922 году Кано был избран в 
Палату Пэров). Хотя он продолжал давать лекции и демонстрации по Кодокан Дзю-до,
 но примерно с тридцати пяти лет очень редко проводил практические занятия.
В 1902 году Кано посетил Китай с целью официального осмотра образовательных 
заведений. Династия Цин разваливалась, и обстановку в Китае едва ли можно было 
назвать идеальной. По возвращении Кано расширил академию для обучения китайских 
студентов, которую он основал несколькими годами ранее в надежде, что эти 
студенты смогут «сделать глоток свежего воздуха», а вернувшись, помогут в 
модернизации своей родины. Хотя это не входило в список обязательных дисциплин, 
некоторые китайские студенты занимались Кодокан Дзю-до во время своей учебы в 
Токио.
Заморские посетители стали в Кодокане привычным явлением, и в 1903 году 
американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Йосиаки Ямасите (1875—1935) 
обучать Кодокан Дзю-до его сына в Соединенных Штатах. Ямасита был известен в 
Кодокане как первый студент, попытавшийся в течение года принять участие в 
10000 поединков (он лишь немного не дотя- нул до этого числа, успев сразиться 
9617 раз). Ямасита принял предложение Хилла, но, к сожалению, тот не успел 
предварительно условиться об этом со своей женой, и, когда Ямасита прибыл в 
Соединенные Штаты, их договор был сорван из-за непреклонной позиции миссис 
Хилл: «Дзю-до жестоко и грубо».
Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу 
в Белом Доме с президентом Рузвельтом. После чтения книги Инадзо Нитобэ 
(1862—1933) «Бусидо: душа Японии» у Рузвельта возник острый интерес к японским 
боевым искусствам. Президент пожелал увидеть демонстрацию Кодокан Дзю-до, и в 
результате Ямасита, рост которого составлял пять футов четыре дюйма, а вес 150 
фунтов*, встретился с американским борцом, едва ли не вдвое превышавшим его по 
этим показателям. Ямасита сделал несколько бросков — ив конце концов уложил 
противника на лопатки. Рузвельт был настолько впечатлен этим, что 
посодействовал в предоставлении Ямасите должности преподавателя дзю-до в 
Военно-морской Академии США с окладом в 5000 долларов, что составляло по тем 
временам поистине королевскую зарплату. Очаровательная жена Ямаситы, которая 
тоже неплохо владела дзю-до, обучала этому искусству дам из высшего света. Эта 
супружеская пара провела в Соединенных Штатах два плодотворных года.
Визит Дзёдзиро Томиты и Ми-цуё Маэды (1880—1941) в Белый Дом в следующем, 1904 
году был намного менее успешным. Президенту Рузвельту хотелось, чтобы в столице 
был свой учитель дзю-до, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано 
отрекомендовал на эту роль Томиту, своего старшего ученика. Томита был 
утонченным и образованным человеком и знал английский язык, но уровень его 
дзю-до был не таким высоким, как мастерство Сайго, Иокоямы или Ямаситы. Кроме 
того, за несколько лет до этого события он серьезно повредил плечо. Кано 
осознавал недостатки Томиты, о чем свидетельствует тот факт, что он отправил 
вместе с ним Маэду, который в то время считался сильнейшим из молодых учеников 
дзюдо в Кодокане. Очевидно, идея заключалась в том, чтобы Маэда участвовал в 
схватках, а Томита разъяснял теорию Кодокан Дзю-до. Этот план успешно сработал 
во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маэда сперва противостоял атакам 
футболиста*, а затем — боксера. Однако на приеме в Белом Доме все обернулось не 
так хорошо. После того, как Томита и Маэда формально представили Кодокан Дзю-до,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 24
 <<-