|
могли с ним сделать. Если оставить дела в этом состоянии, айкидо учителя Уэсиба
станет простым упражнением».
7. Сведения о жизни Уэсиба Морихэя:
Уэсиба достиг такого уровня владения боевыми искусствами, что его бывшие
ученики и сегодня
оценивают этот уровень как не имеющий себе равных. Рассказывают, например, что
учитель просил учеников атаковать его в любой момент и наиболее натуральным
образом, но даже при таких обстоятельствах, он никогда не был повален или
застигнут врасплох кем-нибудь из них.
Сиода Годзо, создатель Ёсинкан-рю: «Учитель Уэсиба настолько владел Будо, что
разговаривал с богами! Однажды в поезде он дал мне металлический веер и сказал:
«Ударь меня, если я засну». Через несколько минут он заснул и я попытался его
ударить. Точно в это мгновение он проснулся и сказал: «Ты хотел на меня
напасть». «За четыре дня до смерти он еще вставал, чтобы пойти тренироваться.
Тело его было очень слабым, кисти рук тонкие. Четверо помощников запретили ему
двигаться ради его же блага... Он их всех легко отбросил».
Цуда Ицуо (1914—1984), основатель Кацугэн-Ундо: «В те последние годы, когда я
видел Учителя, казалось, что он понятия не имеет о технике; ему было достаточно
просто пошевелить пальцем: совсем неопасным, безобидным движением он без
всякого усилия бросал на пол учи-дэси, молодых людей в прекрасной физической
форме. Он был похож на ребенка, который развлекается лишь бы чем и лишь бы как;
он приводил в замешательство любого, кто пытался разложить айкидо по полочкам...
...он мне показал два пальца на левой руке; я схватил их изо всей силы и не
почувствовал никакого физического сопротивления; внезапно я был подброшен в
воздух, это было приятное чувство, никак не сравнимое с тем, что я испытывал с
другими партнерами... Я увидел Учителя, окруженного десятком учеников, всех
вооруженных палками; в такой ситуации он не мог двинуться, чтобы не получить
удар; вдруг я слышу крик... и вижу всех учеников, лежащих на земле со своими
палками! ...Учитель часто показывал следующий «номер»: в правой руке он держал
деревянную саблю, конец которой слегка загнут вверх, а грациозным жестом левой
рукой держал полу своей одежды. Трое учи-дэси хватаются за саблю, стараясь ее
сдвинуть, но оружие остается неподвижным. Через несколько мгновений учитель
освобождает энергию и все трое летят кувырком!»
Здесь не хватит места даже для небольшой части подобных историй, поэтому я
выбрал еще только одну, дающую представление о характере Морихэи Усэсиба, а
также четко показывающую разницу между спортом и боевым искусством. Время и
место спортивных соревнований определено заранее, поэтому участники в нужное
время могут подойти к пику физической формы и духовных возможностей. Опыт
боевых искусств, напротив, требует быть готовым 24 часа в сутки, независимо от
физического и духовного состояния занимающегося — и в том месте, где это будет
необходимо для него или кого-то еще.
По просьбе адмирала Такэсита Исаму, Уэсиба Морихэй согласился провести
показательные выступления по айкидо перед императорской семьей. Перед
выступлением Уэсиба очень тяжело болел желтухой и едва мог есть и пить, а
передвигался только с посторонней помощью. В день выступления он даже не мог
одеться сам и выглядел так плохо, что два ученика, которых он выбрал себе в
помощники, Сиода и Юкава, были уверены, что он не сможет провести выступление.
Однако, после вступительного слова, когда зрители начали аплодировать, учитель
Уэсиба изменился. Его глаза заблестели и осанка совершенно изменилась. Как
вспоминает Сиода Годзо, создалось впечатление, что он в считанные секунды
вылечился от желтухи. Когда началось выступление, Юкава старался двигаться
медленно, чтобы скомпенсировать слабость учителя, и в результате получил травму.
Когда после очередного мощного броска он не смог встать, оказалось, что он
сломал руку и не может продолжать работать. Из-за этого Сиода был вынужден
работать единственным ассистентом Учителя Уэсиба в течение всей непрерывной
40-минутной демонстрации бросков, замков и удержаний. В результате этой работы
он целую неделю после выступления пролежал с очень высокой температурой. Урок
ясен: мастерство в боевых искусствах открывает ворота для мастерского владения
как телом, так и духом.
8. Слова Учителя
«За мгновение до того, как мой противник нападет, я вижу точку белого света, и
через секунду сабля следует по той же линии, что и белый свет. Таким образом, я
легко могу избежать удары саблей.
Тот, кто откроет секрет айкидо, откроет Вселенную Внутри себя и сможет сказать:
«Я есть весь мир!» Поэтому, когда враг пытается поме-ряться со мной силой, он
должен сперва сокрушить всю мировую гармонию. Но в тот момент, когда он только
подумает о том, чтобы меня ударить, он уже побежден!
Поскольку айкидо, движения которого являются бесконечными движениями Вселенной,
— это непротивление, оно всегда победоносно.
Природа айкидо — в любви к единственному истинному Богу, которого надо принять
и телом и душой».
Эти высказывания можно сравнить с тремя основными заповедями Оомото-Кё:
1. Постигайте естественные явления Природы и вы сохраните Тело единственного
истинного Бога.
2. Постигайте совершенную работу Вселенной и вы сохраните Энергию единственного
истинного Бога.
3. Постигайте дух живых существ и вы сохраните Душу единственного истинного
Бога.
Они чем-то близки к учению Петра Деюнова, которое учитель Омраам Микаэл Айванов
выразил следующим образом:
|
|