|
выступлений. В 1940 году Кобукан приобрел особый статус, утвержденный
Министерством Здравоохранения, а в 1941 году Бутоку-кай (официальный союз
японских боевых искусств) решил признать Уэсиба-рю-айки-будо. Но именно в это
время Уэсиба, вопреки всяким ожиданиям, покинул Токио. Он поручил руководство
Кобуканом своему сыну, и поселился в маленькой деревне Ивама (префектура
Ибараги).
3. Ивама
Укрывшись в этом мирном убежище (шла война, Токио регулярно бомбили!) Уэсиба
тренируется, молится и медитирует. В 1942 году он дал окончательное название
своему искусству: Айкидо. Именно это название было зарегистрировано в том же
году в Бутокукае. Отныне разрыв с Такэ-да-рю и Дайто-рю завершен.
В Ивама Уэсиба открыл новое додзё и заложил фундамент храма, посвященного
Айкидо и Кото-Тама: Айки-Дзи.
Преподобный Дегучи, находившийся в тюрьме с 1935 года, в 1942 освободился.
Такэда Сокаку умер в 1943 г. От Ивама война далеко. На новой земле Уэсиба взял
себе в ученики Тохея Коичи, Абэ Тадаси и Сайто Морихиро, о котором говорят, что
он был любимым партнером учителя во время работы с оружием. Уэсиба жил в Ивама
до конца жизни, но он часто ездил отсюда в Токио и за границу с целью
распространения своего искусства.
В 1942 году он снова побывал в Маньчжурии, чтобы участвовать в праздновании
10-й годовщины государства Маньчжоу-го и выступал там перед императором Пу-И
(1906-1967). В 1948 году он поддержал создание Айки-кай под руководством своего
сына Уэсиба Киссомару, с резиденцией в Токио. В 1961 году он побывал на Гавайях,
где произнес эти вошедшие в историю слова: «На сегодняшний день я построил в
Японии золотой мост. Я прибыл на Гавайи, чтобы построить серебряный мост,
который соединит страны мира в истинном духе Будо, духе гармонии между народами
и незыблемой любви».
Уэсиба Морихэй вернулся в Великий Источник (Оомото) 26 апреля 1969 года.
4. Айкидо
Айкидо представляет собой одновременно и сумму, и превышение, и упрощение
старинных восточных единоборств. В течение первых лет работы над ним, называя
его «Айки-Дзюцу», «Ко-Бу-Дзюцу», «Айки-Бу-Дзюцу» и «Айки-Будо», он думал о
новом варианте старинного Айки-дзюцу. Но под влиянием доктрины Оомото-Кё он
заимствовал доктрину Каибара Эккёна (1630— 1714), самурая из клана Курода,
который проповедовал «любовь ко всякой вещи и гармонию с природой через
отношение доброжелательности, основанное на владении энергией Ки».
С точки зрения Уэсиба, айкидо несет новый свет для всех религий. В нем —
конкретная надежда на мир на земле, а не просто фактор социальной интеграции,
айкидо — это средство отождествления Человека и Вселенной: динамическое
выражение Космической Любви.
Следуя логике своих мистических концепций, Уэсиба постепенно модифицировал
приемы
Дайто-рю-айки-дзюцу. Его приемы имеют по своей сути защитный характер. Они
воплощаются в круговых движениях, этих носителях «живой созидающей силы», в
полном согласии с «универсальными законами», внутри естественного плавного
ритма, и тем самым гасят любой конфликт присущей воинственному противостоянию.
Защита осуществляется на основе Соединения Энергий (Айки): энергии нападающего
и энергии защищающегося, который стремится контролировать нападение изнутри,
сломить волю к совершению зла в порыве братского примирения.
Определенное таким образом, айкидо выступает как нравственная дисциплина,
стремящаяся к тому, чтобы сохранить физическую целостность нападающего, что
никогда не было свойственно айки-дзюцу, более того, прямо ему противоречит.
5. Стили Айкидо
В противовес широко распространенному мнению отметим, что существует не один
стиль, а несколько стилей айкидо. «Официальный» — это стиль Айки-кай в Токио,
возглавляемый Уэсиба Киссомару и его сыном, Уэсиба Моритэру. Айки-кай в
последние годы предлагает курсы для иностранцев с присвоением соответствующих
степеней.
Другие стили были созданы прежними учи-дэси Уэсиба Морихэя, в том числе еще при
жизни их учителя: Ко-Бу-Дзюцу-Айкидо (Хоси Тэцуо-ми), Кориндо-Айкидо (Хираи
Минору), Оцуки-Рю-Айкидо (Оцуки Ютака), Синва-Тайдо (Инуэ Ёичиро),
Томики-Рю-Айкидо (Томики Кэндзи), Ёсейкан-Рю-Айкидо (Мочидзуки Минору) и
Ёсин-кан-Рю-Айкидо.
Сиода Годзо, основатель последнего стиля, так объясняет свой поступок:
«Незадолго до того, как я оставил Учителя, он сказал, что собирается полностью
посвятить себя метафизическим исследованиям. Вот почему наши концепции
отличаются от концепций более молодых коллег (преподавателей, вышедших из
Айки-кай)... Лично я не считаю, что отделился от основного течения айкидо,
поскольку в тот момент нечего было покидать! Учитель объяснял айкидо, исходя из
своих религиозных верований, в то время как, по моему мнению, айкидо может быть
объяснено само по себе... Мое айкидо чистое от всего наносного, оно такое,
каким мне его преподавал О-Сэнсэй».
В дальнейшем еще два преподавателя, вышедшие из Айки-кай, создали свои стили:
Норо Маса-мичи, создатель Ки-Но-Мичи и Тохэй Коичи, создатель
Син-Син-Тойцу-Айкидо, которое он развивает в.рамках ассоциации Ки-но-Кэнкюкай.
Вот мнение Тохэя: «Большинство членов Айки-кай забыли о развитии Ки. Когда
О-Сэнсэй преподавал, он всегда говорил о Ки, и все думали о Ки. Но после его
смерти люди не только стали неспособны понимать Ки, но даже перестали
употреблять это слово. Приемы выполнялись неправильно, а в результате, если
ученики выступали против физически более сильного противника, они ничего не
|
|