|
технику».
Поэтому, когда Уэсиба Морихэй в 1942 году начал открытое преподавание этого
тайного раздела, назвав его «айкидо», Такэда испытал приступ гнева. Несколько
его учеников отправились даже к Уэсибе, в его деревню Ивама, чтобы убить его.
И только благодаря своему уму, выдержке и умению вести переговоры, Уэсиба смог
этого избежать
Уэсиб Морихэй
Уэсиба родился 14 декабря 1883 года в Танабэ, префектура Вакаяма. Его отец был
оружейным мастером клана Кии и возглавлял отряд самообороны в своей деревне. С
десяти лет он обучал сына кэн-дзюцу (искусство меча) и со-дзюцу (искусство
копья) школы Аои.
Начиная с 1890 года Уэсиба Морихэй посещал храм Дзизодэра, где монах Фудзимото
Мицуё обучал его философии секты Сингон. В 1898 году, в 15 лет, он приехал в
Токио учиться дзю-дзюцу в школе Кито-рю под руководством Тодза-ва Токудзабуро.
В 1902 Морихэй отправился в Сакаи, где Накаэ Масакацу обучил его дзю-дзюцу и
кэн-дзюцу школы Ягю-Син-Кагэ. В додзё Накаэ он встретил некоего Ханда, ученика
Такэда Сока-ку и заинтересовался Дайто-рю-айки-дзюцу.
В 1904 году Уэсиба добровольцем участвовал в Русско-Японской войне в Маньчжурии
в качестве капрала 37-го полка 4-й дивизии, сформированной в Осака, В
соответствии с некоторыми источниками, во время первого своего пребывания в
Маньчжурии Уэсиба открыл для себя Багуа-цюань (Кулак Восьми Триграмм),
«внутренний» китайский стиль, основанный на управлении энергией «ци» и на
круговых движениях.
В 1906 году Уэсиба вернулся в родной Танабэ. В 1908 он получил «мэнкё»
(сертификаты) школы Кито-рю (за дзю-дзюцу), «Ягю-Син-Кагэ» (за кэн-дзюцу) и
«Тэндзин-Синъё» (за дзю-дзюцу).
В 1911 году Уэсиба решил обосноваться на пустующих землях севера острова
Хоккайдо. Он покинул Танабэ во главе сотни человек и по приезде на место создал
поселение Сиратаки. По словам его сына, Уэсиба Киссомару, отец тогда же
встретился здесь с мастером Такэда Сокаку, который вручил ему через 5 лет, в
мае 1916 года «мэнкё-кайдэн», диплом, свидетельствующий об изучении всей
программы школы Дайто-Рю.
По словам же Такэда Токимунэ, сына Такэда Сокаку, Уэсиба познакомился с его
отцом на четыре года позже, в 1915 году, в гостинице Хисада. И только спустя
семь лет, 12 сентября 1922 года, он получил диплом ассистента-инструктора,
дающий право преподавать при соблюдении определенных условий, но вовсе не
«мэнкё-кайдэн», который освобождает от положения ученика.
Как бы там ни было, еще в 1912 году Уэсиба открыл в Сиратаки свое додзё, куда в
1915 году приехал Такэда, чтобы преподавать курс Дайто-рю-айки-дзюцу.
Обучение Уэсиба не ограничилось изучением Дайто-Рю. В 1922 году он получил еще
один диплом школы Ягю-Син-Кагэ (по дзю-дзюцу) и изучал другие системы, а именно
дзю-дзюцу школы Синкагэ.
Что наиболее привлекло Уэсиба в учении айки-дзюцу, кроме выдающейся личности
самого Такэда, — так это, конечно, динамическая реализация закона «Айки»
(Соединения Энергий), а также его применение к практике боя без оружия, то есть
к практике, соответствующей новой эпохе, переживаемой Японией, и способной
более полно удовлетворить его собственные философские запросы.
Таким образом, ни в 1916 году, ни даже в 1922-м, айкидо еще не было создано.
2. Преподобный Дэгучи и Кото-Тама
В 1919 г. Уэсиба покинул Сиратаки, чтобы отправиться в Танабэ к больному отцу.
В дороге он услышал массу слухов о странном монахе, — лекаре и чудотворце, —
проживающем в Аябэ, — о преподобном отце Дэгучи Онисабуро (1871— 1948).
В это время Дэгучи (его прежнее имя Уэда Китасабуро) уже был духовным
наставником Оо-мото-Кё, секты Великого Источника. В 1898 году на него снизошло
откровение: он услышал «небесный голос», который сообщил ему следующее: «Ты
должен познать самый чистый и благородный путь — путь, который ведет к Небу. Ты
должен очистить свое тело и душу, чтобы суметь пробудить людей. Тебе надо стать
Служителем Бога. Распространяй Свет в этом мире. Стань Солью спасения и
очищения. Лечи тела и души. Отдай свою жизнь людям и Пути к Небесам. Без
настоящей силы любви ты не сможешь достичь этого. Десять последующих лет станут
решающими. Ты познаешь ненависть и гонения. Смело ступай вперед с силой Господа.
Не отступай. Господь прольет на тебя Свой Свет».
В 1907 году Дэгучи стал великим учителем Оомото-Кё. С этого времени и до своей
смерти в 1948 году, он развернул колоссальную многоплановую деятельность:
создал ежедневную газету «Тайсё-Нити-Мичи», составил японско-эсперанто словарь,
учредил Ассоциацию Всеобщей Любви и Братства, учредил Ассоциацию по
Распространению Воинских Путей Великой Японии, создал Всемирную Федерацию
Религий, учредил газету «Дзинрю-Айдзэн-Симбун», заключил союз с китайскими
сектами под названиями «Общество Доктрины Основополагающего Единства» и
«Общество Строгого Следования». В 1925 году Дэгучи связался с Белым Братством
Болгарии (позже Всемирным Белым Братством), возглавляемым Петром Деюновым (1864
— 1944).
Под руководством Дэгучи секта Оомото-Кё стала мощной организацией, имеющей
многочис-леные ответвления по всей Японии и за границей. Ее основная цель,
«внешняя» и «видимая», находилась в тесной связи с имперским проектом «сферы
общего процветания Азии», иными словами, Дэгучи предлагал установить на земле
«Царство Единого Бога», основанное на политическом, культурном и экономическом
союзе между Китаем и Японией.
|
|