|
ро
детель), он принимал к сведению их предложения от
носительно управления страной. Поскольку он выслу
шивал их мнения и опирался на них, его поддерживали
все до единого, на него никогда не покушались, ему ни
когда не лгали те, кто имел добрые намерения.
Правитель обладает абсолютной властью. Многие
используют эту власть неверно и губят сами себя. Чтобы
избежать этого, правитель должен обладать самоконт
ролем и иметь близких доверенных лиц, достоинства
которых возмещают его недостатки. Чтобы обрести та
ких достойных доверия помощников, нужна способность
распознавать талант. Доверенное лицо — это некто,
кому можно доверять, от кого можно зависеть, с кем
можно откровенно советоваться. Выбор таких прибли
женных оказывает великое влияние на судьбу прави
теля.
«Анкун» был правителем, слушавшим только несколь
ких избранных. Он не понимал глубины кризиса, в кото
ром оказался, пока народ окончательно не потерял к
нему доверия. Даже окруженный врагами, он не смот
рел в лицо реальности. Не замечая, что его города и села
наводнились мятежниками, он погубил сам себя.
«Рёудзин» и «чудзин»
«Рёудзин» — это некто, помогающий правителю
обрести уважение, он подобен «мейкуну». Его восхваляют
люди; поколение за поколением его потомки блюдут
семейные традиции. «Чудзин» — это тот, кто был убит
либо за свои прегрешения, либо за то, что вел страну к
чудовищному краху.
Приближенные для правителя—как вода для рыбы
Законное управление страной невозможно, если «мей-
кун» приблизит к себе людей, пользующихся дурной
славой. Отношения правителя и приближенных подобны
отношениям рыбы и воды. Мир между ними сохраняется,
когда обе стороны гармоничны.
Величие «мейкуна» определяется его решительностью.
Решения и их последствия должны отвечать требова
ниям времени. Разумеется, чтобы принять правильное решение, необходимо глубоко
разобраться в ситуации.
Важно прислушиваться к мнениям приближенных и не
поддаваться предвзятым суждениям. Важно если не
принимать советы, то хотя бы не отвергать их. Внимай
советам, и страна будет жить в мире и постепенно раз
виваться. Отвергай их — и страна придет в состояние
великого хаоса.
«Чиса» и «мейчи»
Способные понимать других могут, благодаря этому,
стать «чиса». Те же, кто понимает себя, — «мейчи». По
нимать других — сложно, гораздо сложнее, чем пони
мать только себя; это практически невыполнимая задача.
Люди, которым недостает здравомыслия, склонны хва
стать своими талантами и переоценивают свои способ
ности.
Поддерживать страну на высоком уровне развития
сложно. Во время кризиса правитель склонен больше
прислушиваться к приближенным, но когда страна пре
одолевает кризис и вступает в эпоху стабильности, легко
стать неосторожным. Приближенные также начинают
думать только о самих себе, они не стараются поддер
жать или исправить проступки правителя. Первона
чальный импульс ослабевает, и, в конечном итоге, страна
приходит к разрухе. Важно, чтобы правитель в любые
времена правил страной со всей собранностью. Чтобы
обеспечить безопасность нации, он всегда должен быть
готов к худшему и иметь в запасе достойное средство.
«Заботься о пенни, а доллары позаботятся о себе сами»
Тот, кто занимается государственными делами, вре
менами замечает нарушения закона. Смотреть на них
сквозь пальцы и списывать со счетов, как пустяки и ме
лочи — путь к появлению крупных проблем. Слишком
поздно пытаться спасти ситуацию, когда проблема до
стигла серьезных масштабов. По иронии судьбы, все
кризисы государственного масштаба вызваны невнима
нием к подобным «пустякам».
Есть два вида мелочей: первые — действительно ме
лочи, вторые же, будучи оставленными без внимания, могут негативно повлиять на
всю систему или органи
зацию. Важно уметь вовремя отличить их друг от друга.
Почему люди хранят молчание о преступлениях?
Причины различны. Слабовольный не способен в
|
|