|
он
ской транскрипции. — Прим. перев. «Дзёган» — название эры, в которую властвовал
Тайсу,
а слово «Сэёу» относится к этике правления страной.
Обе эти книги вместе составляют «идеальную поли
тику». Предлагаемые ими принципы можно и сегодня
применить в любом деле.
ЛИДЕРСТВО
Однажды Тайсу рассказал своим вассалам об импе
раторах, своих предшественниках: «В начале правле
ния характеры у Чу и Син были одинаковыми. Чу со
вершил множество добрых деяний и стал добродетель
ным человеком. Этим объясняется долговечность его
династии, царствовавшей 800 лет. Напротив, Син жил в
крайней роскоши и обращался с народом жестоко. В ре
зультате его династию свергли во втором поколении».
Даже Тайсу не был хорошим лидером от рождения.
Однако в старину ни один правитель не приветствовал
выражения протеста больше, чем Тайсу из династии Тан. Его приближенные и
советники были исключительно
просты. Тайсу охотно принимал их советы и выдержи
вал их критику, которая сделала его твердым и само
стоятельно мыслящим, решительным человеком.
Ни один разумный правитель не смог бы достичь
великих результатов без способных военачальников.
И наоборот, даже со способными военачальниками и
советниками невозможно добиться великих свершений,
не умея в полной мере выявить их талант.
Подобно Тайсу из династии Тан, Коусо1
(правил
в 206-195 гг. до н. э.) из династии Хань также прославлялся
народом как мудрый правитель. Коусо рассказывал о
причинах своей победы над Чу следующее:
«Позвольте описать вам троих из моих людей. Во-
первых, Чурю — он очень расчетлив, его искусные речи
вводили противника в заблуждение. В этом отношении
его способности превосходят мои. Второй, Сёка, наход
чив в том, что касается внутренних дел, делая жизнь
народа стабильной и снабжая вооруженные силы ору
жием и продовольствием. И вновь в этом отношении его
способности превосходят мои. Наконец, Кансин умело
командовал миллионной армией, которая одерживала
блестящие победы. Его талант, опять же, превосходил
мой.
Эти трое людей — выдающиеся личности, но именно
я управлял ими и знал, как применить их способности.
Это было ключом к завоеванию страны».
ИДЕАЛЬНЫЙ ЛИДЕР
Как пример, описывающий идеального правителя, на
ум приходит следующая притча. Давным-давно великий
царь попросил прославленного мастера по разведению
бойцовых петухов натренировать его петуха.
Через десять дней царь спросил: «Петух уже готов?»
Мастер ответил: «Еще нет, Ваше Величество. Сейчас
петух кровожаден и ищет, с кем бы подраться, но не го
тов к бою».
1
Гао-цзы. — Прим. перев. Еще через десять дней царь задал тот же вопрос, но
мастер ответил то же самое: «Нет, еще не готов, Ваше
Величество. Слыша или чувствуя присутствие другого
петуха, он приходит в ярость, его боевой дух пробуж
дается, перья встают дыбом. Дело движется, но он еще
не готов к драке».
Еще десять дней спустя на прежний вопрос царь по
лучил прежний ответ: «Нет, пока еще нет, Ваше Вели
чество. При виде другого петуха он не отводит от него
взгляда и злится, но к бою он еще не готов».
Наконец, еще через десять дней рассерженный царь
снова задал вопрос, и на этот раз мастер ответил: «Да,
он готов, Ваше Величество. Этот петух больше не под
дается на вызов другого петуха. Он тверд, словно выре
зан из дерева. В петухе поселилась "току" ("доброде
тель"). Ни один петух не сможет победить его, и другие
петухи при виде его разбегутся в стороны».
В этом примере показывается важность «току» —
обладания талантом, умением, стратегическим мышле
нием. «Току» — важное качество лидера. Именно «току»
человека, имеющего молчаливую силу убеждения,
определяет успех дела. Пользующемуся доверием ли
деру, обладателю «току», нужно очень мало слов, чтобы
руководи
|
|