|
да
ется страдание. Но «деяние недеяния» возникает спон
танно, без всякой искусственности. Любое действие про
светленного человека порождается фундаментальной
мудростью, поэтому оно не вызывает напряжения, оно
естественно. Все действия, все поведение человека пол
ностью освобождаются от напряженности и фальши. Это
не означает, что ты перестанешь заниматься своими
обычными делами и будешь вести себя не так, как обычно.
Это означает, что твое поведение будет коренным обра
зом отличаться от обычного поведения глупца. Даже
если внешние отличия незаметны, внутри все происхо
дит уже по-другому.
Я называю это «Тай А». «Тай А» — имя знаменитого
меча несравненного совершенства. Этот меч рассекает
все что угодно, будь оно крепким, как железо, или твер
дым, как алмаз. Ничто в мире не может его остановить.
Таким же образом, даже военачальник великой армии не в силах ничего сделать
против одного-единственного
человека, осознавшего чудесную силу, которую я назы
ваю «Тай А» — «абсолютный меч».
«Абсолютный меч» — в каждом человеке
Острейший меч, способный пронзить все, не принад
лежит кому-то одному. Каждый человек владеет им,
каждый без исключения. «Абсолютный меч» — это
состояние ума. Это не что-то, что дается нам при рож
дении и умирает вместе с нами. Это наше изначальное
естество. Он вечен и неразрушим, он не горит в огне, не
тонет в воде. Ничто в мире не в силах остановить этот
меч.
Овладевший таким состоянием ума воспринимает
Вселенную с ясностью, нарушить которую невозможно.
Даже злые духи держатся на почтительном расстоянии
от того, кто видит насквозь любую попытку применить
силу. И наоборот, умы не видящих своей изначальной
природы полны заблуждений и могут быть легко обма
нуты теми, кто следует путями зла.
Если оба вступивших в поединок понимают свою
истинную природу, они наносят и отражают удары мечом
«Тай А» — ни один из них не сможет одержать победу.
Это будет подобно встрече Будды Шакьямуни и его уче
ника Касё. Перед смертью Будда Шакьямуни на горе
Рёдзю показал множеству людей цветок лотоса, но они
не поняли смысла этого и продолжали молчать. Только
Касё понял, что хочет сказать Будда, и расплылся в
улыбке. Увидев это, Будда узнал, что Касё достиг про
светления, и, сказав, что Касё понял закон, научить
которому невозможно, благословил его. С тех пор исто
рия цветка Будды и улыбки Касё стала символом мыс
ленной связи — понимания без слов.
Однако смысл «учения цветка и улыбки» невероятно
сложно понять, невозможно сделать это, размышляя.
Даже Будда замолкает в благоговении перед этим уче
нием. Не существует способа передать эту истину в
словах. Но слабая попытка все же сделать это будет вы
глядеть так: когда мы выливаем воду из одной чашки в
другую, где уже есть вода, то вода из обеих чашек перемешивается и разницы
больше не существует.
Таким же образом взгляды Будды и Касё встретились
и стали единым. Между ними стерлись все различия.
Может быть, из ста тысяч стратегов не найдется ни
одного, кто по-настоящему понимал бы состояние ума,
о котором говорит рассказ о цветке и улыбке. Если бы
человек родился с огромным стремлением познать это
состояние ума, ему пришлось бы упорно тренироваться
тридцат ь лет, если не больше. Если бы его занятия
пошли неверным путем, когда он вплотную приблизился
к мастерству стратегии, он, безусловно, познал бы муки
ада, — это по-настоящему страшно.
Полностью постигший закон кармы
(причины и следствия)
Умный человек, увидев одно действие, сможет пред
сказать второе и третье, сможет точно судить о количе
стве и весе с помощью одного только взгляда. Многие
обладают таким обычным, житейским здравым смыс
лом. Однако полностью постигший важное учение буд
дизма о карме (законе причины и следствия) разберется
с третьим этапом событий еще до того, как проявится
хотя бы малейший признак первого. Бороться с таким
человеком бесполезно.
Он способен настолько легко и быстро ударить меч
|
|